МААМ-картинки

Проект «Неделя родного языка»

Ахваткина Светлана Александровна
Проект «Неделя родного языка»

Проект

«Неделя родного языка»

Автор проекта :

Ахваткина С. А.

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

Участники проекта :

воспитатели подготовительной группы «Сказка, дети, родители.

Проект краткосрочный, групповой, творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : неделя.

Публикация «Проект „Неделя родного языка“» размещена в разделах

Образовательная область: коммуникация, познание.

Этапы:

1. Работа с детьми и родителями по выявлению проблемы.

2. Разработка проекта.

3. Оснащение предметно-развивающей среды.

4. Выполнение проекта (организация совместной работы воспитателей, детей, родителей).

5. Итоговое мероприятие «Праздник родного языка».

Введение.

Вся наша жизнь связана со словом. Чем богаче словарный запас у человека, чем разнообразнее его речь, тем более интересным собеседником он является. Говорить и писать правильно «по-русски» всегда было модно, престижно и красиво.

Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучать родной язык, историю и культуру своей страны. Не секрет, что представления выпускников детского сада о родном языке и русской культуре во многом отрывочны и поверхностны, поэтому проект на сегодняшний день очень актуален.

Актуальность.

В России 2007 год был Годом ребёнка и Годом чтения, а 2007 – 2017гг Президент России объявил десятилетием русского языка и грамотности. А потому, как овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, потому что родной язык является средством получения знаний, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании, то работа в этом направлении очень важна.

Цель.

Составить план организованной учебной и игровой деятельности, который будет способствовать изучению родного языка, пробудить у детей интерес к изучению родного языка через полученные знания.

Задачи.

1. Разработать цикл мероприятий, позволяющих задействовать различные образовательные области в изучении родного языка.

2. Помочь детям освоить родной язык как часть национальной культуры и средство для дальнейшего образования.

3. Заложить основы речевой и языковой культуры.

Предполагаемый результат:

-научить детей понимать и любить родной язык;

-вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства родного языка;

-воспитывать у детей патриотические чувства;

-воспитывать всесторонне развитую личность, способную успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире, чтобы быть конкурентно способным в мировой среде.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности по дням недели.

Понедельник.

День славянской письменности и алфавита.

Организация непосредственно-образовательной деятельности Тема: Славянская письменность»

Цели: - формировать положительное восприятие православной культуры.

- создавать условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка в русле православной культуры в соответствии с традициями русского народа.

Совместная деятельность педагога с детьми 1. Рассказ воспитателя о Кирилле и Мифодии.

2. Слушание песни «Богатырская наша сила».

3. Разучивание стихотворения «Буква к букве будет слово».

4. Выполнение заданий по грамоте на смекалку.

5. Отгадывание старинных загадок славянских народов.

6. Прослушивание песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Обсуждение содержания песни.

7. Развивающая игра «Составь слово».

8. Дидактические игры «Моя первая азбука», «Скажи правильно», «Подбери рифму».

Самостоятельная деятельность детей 1. Составление слогов, слов на магнитной доске.

2. Игры с пазлами из картинок и букв.

3. Экзамен на «Говорящей азбуке» -«Проверь себя».

4. Свободные танцевальные движения под музыку «Это ярмарки краски».

Вторник.

Русское народное творчество.

Организация непосредственно – образовательной деятельности Тема : «Смех да веселье».

Цели: - знакомить с традициями и обычаями русского народа;

- развивать творческие способности в разных видах деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми 1. Слушание песен «Во поле берёзонька стояла, «Жили у бабуси два весёлых гуся».

2. Дидактические игры: «Где спряталась матрёшка», «Узнай подарок».

3. Народные игры : «Жмурки», «Ручеёк», «Горелки».

4. Конкурс «Кто больше назовёт пословиц, поговорок, потешек, народных примет».

5. Хоровод «Ой, вставала я ранёшенько»- разучивание.

6. Игра «Собери бусы».

7. Отгадывание загадок.

Самостоятельная деятельность детей 1. Роспись бумажных полотенец.

2. Разные виды театральной деятельности: настольный, кукольный, на фланелеграфе.

3. Свободные плясовые движения под русскую народную музыку.

4. Придумывание и зарисовка загадок.

5. Сочинение частушек.

Среда.

Русский национальный костюм.

Организация непосредственно образовательной деятельности Тема: «Творчество художника-сказочника В. М. Васнецова (1848-1926).

Цель: Знакомство с творчеством художника-сказочника и с репродукциями картин «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка».

Совместная деятельность педагога с детьми 1. Рассматривание женского и мужского национальных костюмов.

2. Знакомство с орнаментом, вышивкой.

3. Тренинги «Ожившие картины» (в мимике, жестах, движении передавать характер героев).

4. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм».

5. Строительство ледяной горки ледяной дорожки для «гулянья».

6. Ручной труд:

-девочки: изготовление и украшение кокошников;

-мальчики: украшения для снежной крепости.

7. Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Об Иване- царевиче и сером волке».

8. Хороводы: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Мы на луг ходили, хоровод водили».

Самостоятельная деятельность детей. 1. Внесение портрета В. М. Васнецова.

2. Ига «Взятие снежной крепости».

3. Рассматривание репродукций картин по теме дня.

4. Расскрашивание национальных костюмов в книжках-раскрасках.

Четверг.

Символика России и родной край.

Организация непосредственно-образовательной деятельности Тема: Знакомим дошкольников с российской символикой.

Цель- рассказать о государственных символах России, обобщить понятие «Родина»;

-воспитать патриотическое отношение к символике России, любви к Отечеству, гордости за него;

-развивать у детей познавательный интерес и уважение к символам России.

Совместная деятельность педагога с детьми 1. Работа с картой, глобусом.

2. Слушание гимна России.

3. Чтение стихов о Родине, Иртыше, о Таре.

4. Наблюдение на прогулке за русской берёзой.

5. Хоровод «Во поле берёзонька стояла».

6. Рассматривание флага, герба нашей страны, нашего города и области.

7. Творческое рассказывание «Я здесь живу».

Самостоятельная деятельность детей 1. Внесение книги-учебника «Моя Родина-Россия».

2. Труд-вырезывание по трафарету белых голубей – символа мира.

3. Рассматривание карты России, глобуса.

4. Внесение детской энциклопедии «Россия».

5. Рассматривание иллюстраций из книг о родном городе, крае.

Пятница.

День родного языка.

Итоговое мероприятие Тема: Праздник родного языка.

Цель: Создать в группе атмосферу праздника, закрепить и пополнить знания детей о родном языке на основе культуры и истории России.

Совместная деятельность педагога с детьми 1. Беседа «Международный день родного языка».

2. Развивающая игра «Все буквы алфавита».

3. Чтение пословиц, поговорок.

4. Хоровод «Мы вокруг берёзки».

4. Решение ребусов.

5. Отгадывание загадок.

5. Творческая игра «Живые буквы».

6. Чтение сказок на родном языке.

7. Рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народных мастеров».

8. «Россия- страна многонациональная»- совместный рассказ воспитателя и воспитанника о русских и татарских традициях в семьях.

9. Разучивание русских народных мелодий с использованием музыкальных инструментов.

Самостоятельная деятельность детей 1. Рассматривание предметов быта. Вышивок.

2. Изготовление памятных открыток.

3. Поиск на карте территорий стран, жители которых говорят на родном русском и иностранном языках.

4. Слушание песен на русском и иностранном языках.

Работа с родителями.

1. Анкетирование. «Изучение представлений о народных традициях». (Приложение 1.)

2. Изготовление папок-передвижек: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста», «Куда пойти с ребёнком в выходной день зимой».

3. Помощь в оснащении предметно-развивающей среды: семейные альбомы и фотографии, предметы быта (полотенца, салфетки и наволочки с вышивками).

Список используемой литературы.

1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2012.(Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

2. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. - М. : Школьная пресса, 2010.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомим детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. -СПб. : «Детство-пресс», 2000.

4. Куприна А. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. «Детство- пресс», 2001.

5. Шорыгина Т. А. Главные праздники страны. Методическое пособие для педагогов, воспитателей. -М. : Школьная Пресса, 2011.

6. Справочник старшего воспитателя. О. М. Кочура. Праздник родного языка., стр. 68., №2, 2009.

Приложение1.

Анкета: «Изучение представлений о народных традициях»

1. Знаете ли Вы, что такое традиция?

2. Какие народные праздники Вам известны и какие Вы отмечаете в семье?

3. Какие виды детского фольклора Вы используете в общении с ребёнком и используете ли вообще? Например:

-потешки;

-частушки;

-скороговорки;

-сказки;

-колыбельные.

4. Какими видами народных промыслов владеет Ваша семья?

-резьба по дереву;

-выжигание по древу;

-вышивание;

-кружевоплетение;

-что-то другое.

5. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок получает представление о народных традициях только в детском саду?

6. От кого Вы получаете информацию о народных традициях :

-из средств массовой информации;

-от предков в семье;

-окружающих;

-в ДОУ.

7. Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации и какой?

Благодарим за ответы.

Приложение 2.

Конспект итогового мероприятия по Проекту «Неделя родного языка».

Тема: Праздник родного языка.

Воспитатель: Сегодня, ребята, особенный праздник: Международный день родного языка. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, германии, Англии, Италии.

Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека – тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?

Дети: На русском.

Воспитатель: А какое первое слово произносит ребёнок?

Дети: Мама.

Воспитатель: По- немецки это звучит как «мутер», по-английски-«мазер», по-французски-«маман». Давайте споём песню о самом дорогом и любимом человеке- маме.

(Дети исполняют песню о маме.)

Воспитатель: Родной язык… Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Как разговаривали люди, жившие столетие назад? Хотите я расскажу вам об этом?

Довожу до вашего сведения, что слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом алфавите первая буква называется «альфа», а вторая «вита» - из них и получилось слово «алфавит».

А теперь, девочки и мальчики, назовём известные вам буквы алфавита.

(Дети называют буквы)

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в чудесную игру «Живые буквы».

( Дети берут таблички с буквами и собирают слова: мир, дети, алфавит.)

Воспитатель: А теперь я хочу рассказать вам об азбуке. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий первых двух русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», буква «Б» - «буки» - из них и получилось русское слово «азбука». «Алфавит» и «азбука» обозначают одно и тоже.

(Рассуждения детей)

Воспитатель: В русском языке очень много пословиц. Пословица – это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы: пословица ведь не мимо молвится. А вы знаете пословицы?

(Дети называют пословицы. Воспитатель тоже называет пословицы и объясняет их смысл)

Воспитатель: Весело жил наш народ, песни пели, да хороводы водили.

(Дети водят хоровод)

Воспитатель: Хороши наши русские народные хороводы. Браво! Аплодисменты! Чтоб зря не хлопать, давайте мои задания выполним. Похлопайте по количеству слогов слова: «дети», «друзья», «Россия», «Родина», «русские», «алфавит», «азбука».

(Дети выполняют задания)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете?

-Не живое, а на всех языках говорит. (эхо)

-На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (буквы)

-Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим (язык)

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык. Поздравляю вас с праздником родного языка. Позвольте вручить вам памятные открытки.

-Ну что же, ребятишки,

Дарю вам по книжке.

В одной книжке – сказки,

В другой – вопросы и подсказки.

Третья - про звёзды и небеса,

Четвёртая – про другие чудеса.

А в этой, самой большой,

Ответ на вопрос найдёшь ты любой.

Давайте почитаем

И обо всём узнаем!

Публикации по теме:

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» Во второй младшей группе №1 «Тамсыкай» МАДОУ №17 «Шатлык» г. Мелеуз РБ прошли тематические мероприятия, посвященные Международному дню родного.

Фотоотчет «Всемирный день родного языка»Фотоотчет «Всемирный день родного языка» …Немота перейдёт все границы. И полмира забудет слова. И минута молчанья продлится Может, год, может, век, может, два. Мне последнего.

Фотоотчёт «Праздник родного языка»Фотоотчёт «Праздник родного языка» Язык – это важный инструмент сохранения культурного наследия любого государства, любой национальности. Именно с его помощью люди способны.

Картотека игр для тематической недели «Неделя родного языка» Хороводная игра «Пузырь»Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом.

Фотоотчет «Международный день родного языка»Фотоотчет «Международный день родного языка» «Родной язык, ты так прекрасен!» Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное, ведь не зря К. Паустовский сказал,.

НОД «День родного языка»НОД «День родного языка» "День родного языка" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать.

Конспект НОД «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Фотоотчет о КВН «По тропинкам родного языка»Фотоотчет о КВН «По тропинкам родного языка» оманда детей группы «Теремок» соревновалась с командой группы «Радуга», в которую входили родители обеих команд. Соревнование началось.

Сценарий праздника «Праздник родного языка» Действующие лица: Ведущая Магистр Воспитатели Тётушка Пословица – учитель-логопед или воспитатель Дети Ведущая: Сегодня, ребята, особенны.

Сценарий праздника «Международный день родного языка» Сценарий праздника «Международный день родного языка» Цель: Создание условий для знакомства с международным днем родного языка Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Неделя родного языка»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 17:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД