МААМ-картинки

Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ

Оксана Барбусова
Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ

Выступление на педагогическом совете.

Осуществление индивидуального подхода к ослабленным и часто болеющим детям должно состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта.

Публикация «Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ» размещена в разделах

Целесообразная организация любого вида деятельности ослабленных детей, так же, как и здоровых, должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им постепенно совершаться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований. В связи с этим используемые педагогические методы, которые на первоначальном этапе были щадящими, не должны усугублять уже имеющие у ребенка затруднения в обучении, тормозить познавательное развитие. Следовательно, воспитательно-образовательная работа с ослабленными детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.

Анализ проведенных исследований выявил, что среди детей. Характеризующихся нарушениями в состоянии здоровья, более 50% имели низкий уровень двигательной активности; около 30% - отставали в развитии движений, больше всего в таких видах, как бег, метание и др. Значительно снижена у таких детей выносливость мышц спины и живота. Это требует уделять больше внимания отстающим в двигательном развитии ослабленным детям.

Обязательно должно проводиться закаливание часто болеющих детей, так как им прежде всего необходимы коррекция и тренировка терморегуляционного аппарата, укрепление защитных механизмов, обеспечивающих сопротивляемость организма вредным воздействиям и адаптацию к условиям внешней среды. Для закаливания часто болеющих детей. Как правило, используют так называемые щадящие методы – контрастные ножные ванны, влажные обтирания тела, обливания отдельных частей тела и другие общеизвестные способы. В процессе закаливания часто болеющих детей. Как и для здоровых, лучше всего использовать сочетание разных приемов в разных комбинациях и дозировках действующих факторов. Все виды закаливания назначаются врачом, который из всего многообразия средств отбирает наиболее действенные для каждого конкретного ребенка.

По мере улучшения состояния здоровья дошкольников меняются форма и методы закаливания, их сочетание, интенсивность и продолжительность воздействия.

Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими детьми крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Это поможет достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов лечения. Только на фоне положительного эмоционального настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его физического статуса в запланированные сроки. В связи с этим одним из непременных условий успешной оздоровительной работы в группе с ослабленными детьми следует считать реализацию системы мер по охране психоневрологической сферы детей, которая должна пронизывать все виды детской деятельности и отдыха в течение дня. Помимо перечисленных факторов, работа, направленная на гигиену нервной системы, должна включать комплекс методов, способствующих функциональной устойчивости нервных клеток коры головного мозга к утомлению и истощению, повышению сопротивляемости организма стрессовым ситуациям путем использования элементов аутотренинга, психотерапии и психокоррекции.

Известно, что у часто болеющих детей наряду с другими отклонениями в состоянии здоровья нередко наблюдаются нарушения со стороны психоневрологического статуса. Эти функциональные нарушения часто всего проявляются в неустойчивости эмоционального состояния, склонности смене настроения, иногда в агрессивности, что отрицательно сказывается и на характере их поведения, и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В ряде случаев нарушения со стороны нервной системы у часто болеющих детей оказываются первопричиной возникновения некоторых соматических заболеваний, и наоборот. Поэтому чем раньше начнем осуществлять комплекс психогигиенических мероприятий, тем более эффективными будут результаты всей оздоровительной работы.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему состоянию, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах.

Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление часто болеющих и ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них – снижение частоты случаев острой заболеваемости (до трёх в год и менее); совершенствование функций ведущих физиологических систем организма; улучшение физического развития; устранение отставания в развитии движений; повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности; позитивные сдвиги в эмоциональной сфере; улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребёнка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Однако и в дальнейшем дети, у которых ранее отмечались различные функциональные нарушения, ослабленные и часто болеющие должны, находиться под более пристальным наблюдением врача и воспитателя с тем, чтобы предупредить возможные рецидивы заболеваний. Для этой категории детей продолжают оставаться особенно актуальными формирование навыков здорового образа жизни и создание в дошкольном учреждении и в семье благоприятных условий для практической реализации этих навыков на всех возрастных этапах.

Публикации по теме:

Образец составления рецензии на обобщенный педагогический опыт. Образец составления: Рецензия на обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Индивидуальный подход к детям с ОВЗ в условиях детского.

Педагогический совет «Совершенствование форм работы педагога по физическому развитию и укреплению здоровья детей» "Способствовать укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формируя убеждения и привычку к здоровому образу жизни, на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ
Опубликовано: 6 марта 2015 в 09:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД