«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента

Галина Подолянец
«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант. песни).

Задание:

Если бы вас попросили нарисовать «суровый край Земли», чтобы вы изобразили (детям предлагается словесно оформить ассоциативный ряд).

Задача:

развитие воображения, умение находить речевые описания.

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет».

Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков. Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями. Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому. Нельзя уничтожить растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой – нибудь дар.

Демонстрация макета чума.

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум. Чум – ненецкое жилище. Он очень удобен. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и, говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо.

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.

Загадка:

Утоляем голод мхами

Хоть укрыла их пурга.

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олени)

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами. Оказывается, олени не раз спасали человека. Если ненца в тундре застала пурга, и он заблудился – можно положится на оленя, он обязательно приведет упряжку к жилищу.

Загадка ненецкая:

Две головы в небо смотрят. (Нарты)

Загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный Медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего – то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую – нибудь клятву и не сдержал её. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят духу медведя на специальных местах в тундре.

Загадка:

Лежит - молчит

Подойдешь – заворчит

Кто к хозяину идет,

Оно знать дает. (Собака)

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Ненецкая легенда рассказывает, как появилась Земля и люди на ней.

«Сначала была лишь вода. Священная птица Гагара достала со дна кусочек ила и отдала его верховному Божеству Нуму. Из этого ила Нум слепил землю. Нум создал солнце и растопил ледник. Нга создал луну. Когда ожили люди, Нга решил вдохнуть в них душу, но Нум не позволил ему одному это сделать и они вдохнули вместе, с тех пор и соседствуют в человеке – добро и зло».

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылают порчу и болезни на людей.

«Летом между богами светлыми и мрачными бывает драка, из зубов, которыми они хватают друг друга, летят искры и люди видят молнию, а от наносимых ударов раздается гром».

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман. Он живет в отдельном чуме, с помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех. Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни – призывы духов, он танцует вокруг огня, бьёт в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботится об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они впускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха.

В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. Ненецкие женщины говорят: «У нас женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь». К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своими позвякиванием они отгоняют злых духов.

Шьет женщина игольницу из сукна и украшает бисером, мехом. Игольница наделена волшебной силой. На ней тайгу перелетали, и моря переплывали.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленей шкуры, украшают изделие орнаментом. Орнамент – повторяющийся узор на изделие. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Задание:

Соедини, орнамент (детям предлагается из элементов создать ненецкий орнамент). Если узор нашивается на одежду – это уже аппликация.

Задача:

ознакомление с техникой «мозаика».

Орнамент состоит из различных геометрических фигур: ромбов, квадратов, полос, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Обычно его название женщина брала из природы: «ушки зайца», «оленьи рога», «локоть лисицы», «бегущий соболь» и т. д. Орнамент похож на зверя, и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе ненецкой бежит зверь, олень.

Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получается великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным – давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Задание:

Прочитай, орнамент (детям предлагается назвать орнамент предложенных бисерных полос).

Задача:

научить детей определять своеобразие ненецкого орнамента.

Для проведения занятия необходимо использование наглядного национального материала.

Публикации по теме:

Национальный уголок в старшей группе.Национальный уголок в старшей группе. Живем мы на Севере нашей необъятной страны, в Ямало - ненецком автономном округе. Много уделяется в работе детского сада национально - региональному.

Презентация «Убранство чума» Добрый день! В нашей стране проживает много национальностей, и они стараются сохранить свою самобытность, обычаи, культуру. Так например,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Учимся считать
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 18:36
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...