МААМ-картинки

«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»

Анна Терещенкова
«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

Публикация «„Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, т. е. Использовать артикуляционную гимнастику. Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартным формам проведения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

1. Биоэнергопластика, Фонетическая ритмика. Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

-повышается работоспособность.

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись. (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движения-ми, является фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями. Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Очень полезно петь гласные, с использованием картинки-символа, с длительным плавным движением рук, (можно использовать мелодию Новиковой-Иванцовой) :

«А» : широко разводим руки вперед - в стороны.

«У» : плавное движение обеих рук вперед.

«О» : плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«И» : плавное движение обеих рук в стороны.

2. Гастрономически-логопедические игры. Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. А теперь де-лаем усы, удерживая соломинку губами. Поймай соломинку, играем в лягушку, где соломинка -это «комарик» (язык дотрагивается до соломинки. Которую передвигаем по разным сторонам, соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком, удержи шарик-конфетку в языке, как в чашке. По облизывай Чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу. Упражнения очень интересны для наших деток, они выполняют их с удовольствием.

3. ЛЕГО – педагогика. Одно из новых направлений в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность.

ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Конструктор ЛЕГО удобен и в применении. Его можно использовать на полу и на столе, применять в НОД, в игре, и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. Работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения:

- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «Домик-рот», «Машинка» «Утенок»)

-конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;

- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - ма-шинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток);

- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок);

- при помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;

4. Сенсорная комната. Для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. Выготский Л. С. Писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы-падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так психолога. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими помимо речевых нарушений, сложные сочетанные дефекты развития: (ЗПР, СДВГ, быстро утомляемые, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания, памяти) подтолкнули нас к идее интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием сенсорной комнаты. Сенсорную комнату мы используем так же для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. И это не случайный выбор, так как сенсорная комната –это организованная особым образом окружающая среда, которая с помощью различных элементов создаёт ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с различными проблема-ми.

5. Самомассаж- это эффективное средство стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса, которое включает совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, выполняемых самим ребёнком, под кон-тролем взрослого.

При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального со-стояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения по самомассажу сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихи, помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать.

6. Фитбол - гимнастика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Развитие детей и улучшение здоровье в процессе обучения, одна из важных задач. Исследования показывают, что дети с овз отличаются низким уровнем быстроты и ловкости, и низкой степенью сформированности двигательных навыков и низкой моторной обучаемостью. В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников с овз мы используем мяч фитбол,так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, дидактических, коррекционных целей. Это размер, упру-гость, цвет, запах. Мяч имеет форму шара.

Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Соприкосновение дает ребенку полноту ощущения формы. Шар посылает всем анализаторам оптимальную информацию. А совместная работа двигательного, зрительного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении ребенком на мяче, усиливает эффект занятий. Мячи могут быть не только разных размеров, но и разных цветов, воздействуя тем самым на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Дети выполняющие гимнастику фитбол приучаются регулировать свои движения, получают представления о силе, ритме, скорости и амплитуде движения. При освоении каждого упражнения используется музы-ка, стихотворные строчки, они приучат ребенка выполнять задания в определённом ритме, координирую речь и движения. Как только ребенок освоит простые манипуляции с мячом, нужно постепенно вводить ритмичные упражнения с речью. Детям с речевыми расстройствами нужно выполнять как традиционные дыхательные упражнения и звукоречевую гимнастику, так и очень эффективно сочетать артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения с упражнениями на мячах, используя вибрационные свойства расслабления, при этом используя пение и музыку.

Дыхательные упражнения нужно проводить без музыки одновременно с освоением исходных положений на мяче. Упражнения на мяче выполняются в разных исходных положениях. Сидя на мяче, покачивания, или как верховая езда, так же благотворительно влияют на межпозвоночные диски и улучшают кровообращение. Эти занятия укрепляют мышцы брюшного пресса и спины, создают очень хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильного дыхания и правильной осанки.

На занятии при выполнении упражнений с мячом используются мнемотаблицы, позволяющие с помощью образов запомнить выполнение упражнения и стихотворение, сопровождающее его. Мнемотаблица представляет собой один из вариантов мнемотехники, вызывающей в воображении детей ассоциации и образы, активизирующей слуховое внимание.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносимые детям в не-стандартном виде становятся интересными, увлекательными, эмоциональны-ми. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Используемая литература:

1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образова-тельной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая и подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2015г. ФГОС

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии : уч. пособие для студентов – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Секачев, 2014г.

3. Довгаль Н. В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. –2009.№3.

4. Бушлякова Р. Г. артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л. С. Вакуленко. – Спб. : ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011г.

5. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.

6. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009.

7. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. – Спб. : Издательский Дом «Литера», 2014г.

8. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999.

9. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2.

10. Стефанова Н. Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диа-гностический журнал. - Волгоград: Учитель, 2012г.

11. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для поста-новки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6.

12. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для до-школьников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.

13. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, заня-тия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Гор-батенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб. : Речь, 2004.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Тема «Формы взаимодействия с семьями ОВЗ» (обмен опытом с педагогами на опорной площадке в МБДОУ № 21 г. Балахна) Ход мероприятия: Приветствие.

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста МАСТЕР КЛАСС Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Нетрадиционные формы обучения Пока мы дышим, мы можем действовать творчески и менять свой мир. Н. Энкельманн Виды нетрадиционных занятий: - занятия-соревнования; - занятия-КВН;.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Мастер-класс «Чудо-декупаж»Нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Мастер-класс «Чудо-декупаж» Тема: Знакомство родителей и детей с техникой декупаж и возможностью ее применения на практике. Целевая аудитория: Дети, родители. Цель:.

Нетрадиционные средства и приемы автоматизации звуков в работе с детьми с ОВЗ. Консультация для педагогов Нетрадиционные средства и приемы автоматизации звуков в работе с детьми с ОВЗ Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям,.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода Возраст- один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 18:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД