«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» (из опыта работы)

Людмила Болдырева
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» (из опыта работы)

Содержание…. 1

Введение…. 2

1. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей таблица….3

1.1. Информационно-аналитические формы…. 4

1.2. Досуговые формы…. ….5

1.3. Познавательные Формы…. …. 5

1.4. Наглядно информационные….5

2. Мой опыт Взаимодействия с родителями…. 6

3. Цели совместных действий….….…10

Заключение…11

Введение

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Предлагаю вниманию моих коллег свой опыт в этой области. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений.

Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.

Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «Родитель – воспитатель», «Родитель – родитель», «Ребенок – воспитатель», Родитель – ребенок», Ребенок – ребенок» стали вечера-досуги с активным участием родителей и детей.

В ходе моей работы в этом направлении сложилась система проведения таких семейных вечеров – досугов разной направленности.

Начинается учебный год, со ставшего традиционным, вечера- -досуга «День рождение «теремка»(это название нашей группы). К этому вечеру каждой семье предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку и т. п.). На празднике царит тёплая непринуждённая атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребёнка, формируют в нём уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим детям. Этот праздник сплачивает наш коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших делах.

Октябрь – Выставка семейных рисунков «Здоровый образ жизни моей семьи». Вот несколько рисунков

Круглый стол «Делимся опытом оздоровления детей»

Спортивный досуг «День игр и забав».

Привлечение родителей к участию в выставке «Дары осени»

Ноябрь – Чаепитие посвященное дню матери оно включает в себя совместные игры – соревнования, детские песни и стихи. Так же этому дню посвящается фото выставка и выставка детских рисунков «Моя мама самая красивая». Предлагаю посмотреть рисунки и фотографии.

В конце ноябре – проводим совместные с родителями акцию «Покормите птиц зимой» совместное изготовление кормушек, привлекаем к совместной работе пап. Фотографии кормушек занявшие призовые места к вашему вниманию.

В декабре прошла выставка «Из бабушкиного сундучка». Взаимодействие с более старшем поколением, расширение контакта между педагогом и семьей. На этом слайде вы видите изделия из бабушкиного сундучка

Привлечение родителей к подготовки к празднику «Новый год». Приобретение подарков, совместное участие в конкурсе «Самая красивая группа», где мы заняли первое место, среди групп нашего детского сада. А также непосредственная помощь в организации праздника.

В январе – «Играем вместе» - совместные игры детей и родителей в вечерние время.

В феврале – спортивный праздник «Зарница»- посвященный «Дню Защитника Отечества» участие родителей в подготовке к празднику, активное участие в праздничной игре.

Фотокомпозиция «Портрет моего папы». Несколько фотографий к вашему вниманию.

Март – Фотовыставка «Наша семья самая дружная». Родители и дети подбирали самые интересные фотографии из семейного альбома.

Так же в марте привлечение родителей к подготовке к празднику «Мы помощники у мамы».

В марте месяце мы организовали выставку семейных рисунков «Мама, папа, я дружная семья»

Еще одно событие прошло у нас в марте это семейный конкурс «Радуга талантов» - цель этого конкурса привлечь родителей к игровому взаимодействию с детьми. Способствовать эмоциональному общению. На нем я хочу более подробно остановиться. Название радуга талантов, потому что, семь заданий по основным видам деятельности – каждый цвет соответствует своему виду основной деятельности, все задания проходят в игровой форме. В каждой семье есть свои таланты и давайте мы на них посмотрим начнем с приветствия – оно было домашним заданием.

Затем цвет оранжевый пригласил нас в сказку, дети и родители отгадывали героев сказок.

После каждого конкурса у нас были музыкальные и игровые паузы. Сейчас мы одну из них посмотрим.

Следующий желтый цвет – тепло и свет, помогает дать ответ: «Для здоровья что нам нужно, угадай и дай совет». Для этого конкурса мы приготовили светофорики (красный – нет, зеленый – да). В этом конкурсе учитывались знание мамы и ребёнка у каждого были светофорики.

Далее зеленый цвет – природы, вопросы – ответы о природе в игровой форме.

Голубой – цвет неба, а у нас он продемонстровал способности в конструировании из подручных материалов – это были у нас газеты. Пока родители мастерили костюмы, зрители отгадывали загадки. Посмотрите способности родителей.

Синий цвет даёт совет с математикой дружите и задание решите.

Сначала решали логические задачи, разгадывали ребусы, потом проверяли знание геометрических фигур т. е отгадывали про них загадки. Посмотрите как разгадали ребусы.

Фиолетовый цвет – помог нам оценить старание, навыки, творческое воображение, способности в рисовании. Давайте посмотрим как это было.

Так как и положено жюри подвели итоги и провели награждение, с веселого праздника никто не ушел без подарков. Праздник закончился песней «Взрослые и дети» - мамы пели вместе с детьми.

В Апреле мы планируем «День открытых дверей» - эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Они присутствуют во всех видах основной деятельности с последующей беседой и определением путей оказания помощи ребенку. Смонтировать фильм для просмотра на собрании «Наш день в детском саду».

В апреле месяце мы запланировали – Привлечение родителей к созданию развивающей среды для подготовительной группы.

Май – привлечение родителей к благоустройству участка.

В мае по плану музыкально – физкультурное развлечение с родителями «Веселые старты». Семьи нашей старшей группы будут соревноваться с семьями другой старшей группы.

В мае проводим заключительный досуг- собрание за чашечкой чая «Скоро лето». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, неформальная беседа «Вместе дружная семья»

Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели.

1-ая цель: содействовать позитивному общению детей с их родителями. В чём важность этой цели?

Из исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.

Используя в системе приведённые выше формы совместной деятельности, цель успешно достигается.

Так как я уже давно практикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверждать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается большая заинтересованность, высокая активность.

Позволю себе привести здесь цитату из книги Дороновой Т. Н., Глушковой Г. В. и других авторов «Вместе с семьёй» (изд. Просвещение, 2005г., где сказано: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнено радостью и весельем…

Однако, значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».

Что и подтверждает мой опыт.

2-ая цель: обогащение педагогического опыта родителей.

Почему важна эта цель?

В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребёнка.

Но как показывает опыт и проведённое мной анкетирование родителей на предмет их педагогической компетентности, позволяет сделать вывод, что уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.

А на таких совместных вечерах-досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребёнка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребёнком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребёнку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребёнка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.

Заключение

Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребёнку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры.

Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь воспитателей и педагогов для решения проблем развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и воспитателя, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

И как сказал наш знаменитый педагог Макаренко А. С. «Хорошо воспитывать своего ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того это дело приятное, радостное, счастливое».

ссылка на презентацию:https://docs.google.com/presentation/d/1hHxutIiPrQQXLUNelfSSrMJWMi7d00CEfESiH9IPEKc/edit

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

Реализация образовательного проекта в социальном партнерстве: детский сад — семья — библиотека У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Искусство
Автор публикации:
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» (из опыта работы)
Опубликовано: 24 марта 2013 в 11:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...