«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».

Ирина Касьяненко
«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Минута релоксации.

- Добрый день! Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.

: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)

Подарите улыбки нашим гостям.

2. Введение в тему.

Воспитатель:

Злые ветры налетают,

И метели заметают,

И трескучий мороз

Заморозил нас до слёз.

Мы по лету заскучали.

На полянку мы позвали

Наших летних всех знакомых

Самых разных (насекомых)

Фея к нам пришла лесная.

Чтоб проверить, как мы знаем

Внешний вид их и повадки,

Загадает нам загадки.

Лесная фея:

Кто меня не знает,

Фея я зовусь лесная.

Насекомых знаю я,

Все они мои друзья.

Воспитатель: Фея, а что у тебя в руках?

Загадки

С ветки – на тропинку,

с травки – на былинку

Прыгает пружинка,

зелёная спинка.

(Кузнечик)

Ребёнок: Кузнечики зеленого цвета. У кузнечиков стройное тело, длинные усики и мощные ноги. С помощью крыльев кузнечики «поют». Они трут одно крыло о другое и слышится стрекотание. Кузнечики прыгают, с силой отталкиваясь длинными задними ногами и раскрывая крылья, которые служат парашютом. Когда хищник схватывает кузнечика за задние лапки. те отламываются. Что позволяет кузнечику уйти от врага.

Воспитатель: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик») с движениями.

На ромашку у ворот

Приземлился вертолёт,

Серебристые глаза,

Кто же это? … (Стрекоза)

Ребёнок: Это – стрекоза. Стрекоз очень много. Они всё разные. Стрекоза -живой вертолёт. Они могу висеть в воздухе, питаются насекомыми, которых ловят налету. Очень боятся холода. Яички откладывают в воду.

Не зверь, не птица,

Нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт.

(Комар)

Ребёнок: Это – комар. Комары любят тепло и сырость. Откладывают личинки в воду и их становится много. На зиму засыпают. Много врагов у комаров – это жабы, птицы.

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.

(Божья коровка)

Ребёнок: Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у них на ножках выделяется молочко. Питаются божьи коровки тлёй. На зиму засыпают. Яйца откладывают на листья.

Погляди на молодцов: веселы и бойки.

Волокут со всех концов материал для стройки.

Без работы, хоть убей, жить не может (муравей)

Ребёнок: Это– муравей. Они дружные насекомые. Муравьи плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут они в муравейнике. Питаются травинками, мёртвыми насекомыми. У каждого муравья свои обязанности. Одни ухаживают за потомством -это няньки. Другие чистят помещения – это уборщицы. Третьи строители – они возводят стены и крыши. А муравьи, которые добывают корм и строительные материалы называются фуражирами.

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(бабочка)

Ребёнок: Это– бабочка. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь бабочка похожа на прелестный летающий цветок. У всех бабочек две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Хоботок бабочки ее рот.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами порхает

Медок собирает. (пчела)

Ребёнок: Это – пчела. У пчелы есть голова. Грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. Пчелиные крылышки полупрозрачные. У пчелки большие глаза, которыми она различает окраску цветов.

3. Просмотр слайдов «Насекомые»

4. Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».

На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная):

Пчёлка, пчёлка,

Золотая холка,

Полети на лужок,

Принеси мне медок!

Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.

5. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

6. Дидактическая игра «Собери насекомое».

Воспитатель: Насекомые попали в беду и нам надо помочь.

мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.

Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых: бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.

7. Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)

От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.

Ой-ой-ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай-ай-ай!

В муравейник скорей побежал, бег на месте.

Топ-топ-топ!

Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.

Ой-ой-ой!

Ну а солнце за лес уж зашло, присели.

Ох-ох-ох!

Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.

Ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз.

Да-да-да!

Муравьишку домой принесли,

Да-да-да!

8. Дидактическая игра «Описание насекомого по картине- схеме».

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку. По этой картине схеме вам надо будет описать выбранное насекомое.

9. Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

: А сейчас мы вам покажем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».(Двое детей показывают инсценировку басни).

Воспитатель:Дети, а почему муравей не захотел принять к себе на зиму стрекозу? (Потому, что она ленивая.)

10. Продуктивная деятельность. Помощь Стрекозе.

11. Итог занятия.

Воспитатель:Молодцы. Много вы знаете о насекомых. Но к ним нужно бережно относится. Какие правила по отношению к насекомым вы знаете (дети перечисляют правила)

А Никита прочтет стихотворение – совет.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа мать им жизнь дала

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой

И одинокий и пустой!

Воспитатель.

Мы и пели, и играли,

Насекомых собирали,

Всех мы этим увлекли,

И цветочки расцвели!

Вам они подарят, детки,

Очень вкусные конфетки!

Пока дети делали поделки, на цветах появились «тычинки» из чупа-чупсов. Угощение детей.

Стрекоза и муравей

На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.

Рассказчик

На лугу меж двух полей

Под раскидистым осотом

В муравейнике высоком

Жил трудяга-муравей.

Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.

Муравей

То тяну а то толкаю

Но ведь толстая какая!

Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.

Муравей

Что-то больно тяжела!

Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза.

Стрекоза (легкомысленно)

Брось ее и все дела!

Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.

Стрекоза

Ты, я вижу, притомился.

На вот, от жары надень!

Чем возиться целый день,

Лучше б с нами веселился!

Муравей

А работа?

Стрекоза (беззаботно)

Подождет!

Муравей (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!

Кто зимой быть сытым хочет,

Тот о том с весны хлопочет.

Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.

Рассказчик

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.

Рассказчик

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она.

Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей.

Стрекоза (жалобно)

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Муравей

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Стрекоза (восторженно)

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

Муравей (осуждающе)

А, так ты

Стрекоза

Я без души

Лето целое все пела.

Муравей

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь.

Автор публикации:
«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 17:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовки праздничных мероприятий «День Победы»
Сегодня 9 мая – год можно не ставить. Сегодня эта дата говорит сама за себя. История подсказывает параллели: Велика Россия, а отступать некуда! Нам...
«Дикие животные». Лэпбук для работы с дошкольниками
Знакомство детей с окружающим важный раздел в работе с дошкольниками. Знакомя детей с дикими животными зачастую требует подбора большого количества как...
Творческий проект для средней группы «23 февраля — День защитника Отечества»
Участники проекта: педагоги группы, инструктор по физической культуре, дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников. Срок реализации...
Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»
Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад №4 «Золотая...
Коммуникативные игры для дошкольников
Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество Цели и основные задачи: • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (...