Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Анна Петренко
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Изобразительное искусство включает в себя эмоциональную и интеллектуальную сторону жизни ребенка, дает необозримый простор для развития творческих способностей детей. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми в процессе освоения новых способов действия, но самое главное в создании предварительных замыслов и их реализации. В изобразительном искусстве ребенок учиться продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные состояния, настроения, переживания, передавать свои знания о мире. Он учиться тонко, чувствовать и высказывать свои эмоции в художественной форме, на языке цвета, формы, живописной образности и художественной графики, изобразительного творчества и фантазии. Главное – научить ребенка решать творческие задачи, где нет готовых образцов, нет единственно правильного решения, а есть целый спектр равно интересных возможностей и решений. Надо ли обучать детей технике рисования? Нет! Считали некоторые педагоги, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали другие, а также зарубежные исследователи, подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, что способствует развитию творчества и фантазии.

В работе с детьми использую не только сочетание разных материалов, но и оборудования в одном рисунке. Это позволяет добиться большей выразительности изображения, то, что трудно передать одним, дополняется другим. Использование различных материалов и оборудования обогащает детей, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Чаще всего детям для рисования предлагают карандаши и кисти. Однако такое ограничение не оправдано. Разнообразие изобразительных материалов и оборудования обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делая её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами и оборудованием у детей формируется своя манера изображения.

Способность к фантазированию дается детям намного легче, чем техническое воплощение последующих идей. Пластилин является одним из самых доступных и освоенных художественных материалов, применяемых в детском саду. Рисование пластилином представляет собой определенные трудности, так как при его нанесении ребенок должен приложить определенные усилия (растирая, смешивая цвета при наложении одного цвета на другой). Но это также положительно сказывается на укреплении мышц руки. На плотный лист бумаги или картон наносится контур карандашом. Затем рисуем по нему теплым пластилином. Получается очень выразительно. Для передачи неровной, пупырчатой поверхности изображаемого объекта (например, крокодила) достаточно добавить в пластилин колотый горох, другие разнообразные объемные формы, различные по величине (косточки вишен, слив, арбуза).

Все маленькие дети – большие фантазеры. В общении с окружающим миром они свободны и раскованы. Юным художникам приходится по душе «нарушать законы живописи» в процессе постижения ее главных принципов. Вот здесь и приходят на помощь нетрадиционные способы рисования. Они предоставляют богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка.

В своей работе помимо письма кистью и рисование карандашами мы учим детей, рисовать морскими камушками (воспринимать абстрактную живопись, деревянными и ватными палочками (изучать основы пуантилизма, призывая на помощь воображение, пальцами, ладошкой, любые другие предметы которые окажутся под рукой. Такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробочкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой, широко знаком. Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Также предлагаю малышам такой метод рисования как «Кляксография». Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение.

Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, разнообразные мелкие игрушки, следы от маленького автомобиля, мелкие детали от сломанных игрушек и т. п.). Хочу перечислить все способы рисования, которые мной применяются на практических занятиях по изобразительной деятельности:

1. Пальцевая живопись «Зернышки для курочки», «Кто здесь прошел?».

2. Поролоновые рисунки (тычком): «Разноцветный дождик», «Украсим елку к Новому году», «Посыпался горох».

3. Набрызг щеткой: «Разноцветный шарик», «Подарим маме ткань на платье».

4. Печать от шишки, морского камня, сухих листьев деревьев: «Бабочка на полянке», «Соберем ягоды».

5. Печать от руки: «В гостях у рыбки», «Веселый осьминог», «Цветы для мамочки».

6. Точечный рисунок: «Летнее солнышко», «Сказочный лес», «Фантастические птицы»

7. Рисование детским автомобилем (след от колес) и другие игрушки, оставляющие необычный отпечаток: «Дорожка для автомобиля», «Чьи следы».

8. Рисование ниткой: «Волшебные превращения», «Сказочные образы».

9. Кляксография: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Морские обитатели».

В летнее время возможности дополнительного выбора дает нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых печатных штампов. Мы с ребятами сами заготавливаем материал для рисования, собираем ракушки, шишки, камешки, листья, колоски, различные семена, что увеличивает желание детей рисовать именно своим морским камушком, так как он необычной формы.

Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребенком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на черновом листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное время. Используя нетрадиционные техники рисования, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Из опыта работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Нетрадиционная техника рисования сравнительно новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Как сказал один мудрец: "Ребенок - это.

Мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования с элементами аппликации для детей старшего возраста «Сорока-белобока»Мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования с элементами аппликации для детей старшего возраста «Сорока-белобока» Сегодня мои старшенькие с удовольствием написали портрет известной хлопотуньи - Сороки-белобоки. Подготовила:Тонированные листы цвета топлёного.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно в детстве закладывается.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор проекта: Чусовитина Елизавета Раульевна. Продолжительность проекта: с февраля – март 2016 года. Тип проекта: краткосрочный, групповой,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Система работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2016 в 01:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ МОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ЦЕНТРА «СО-ДЕЙСТВИЕ» В УСЛОВИЯХ ДОУ» Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду дело...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ч’]»
Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [ч'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей; упражнять...
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно...
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»
«Купи, купи, хоть что-нибудь купи! » – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются с...
Сценарий «Хлебный праздник» для детей старшего дошкольного возраста
Вход: Звучит мелодия песни "Русские края"( муз. П. Ледоницкого, сл. Ю. Полухина. Дети заходят в зал с колосками, останавливаясь у ц. стены, образуя...