МААМ-картинки

«Невидимый воздух». Конспект открытого занятия в старшей группе

Тамара Кученкова
«Невидимый воздух». Конспект открытого занятия в старшей группе

Цель:

1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах в жизни человека, животных, растений.

2. составить у детей представления о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов.

3. Развивать умения логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающим.

4. Воспитывать чувство ответственности за природу, развлечь и эмоционально настроить детей.

Предшествующая работа:

Наблюдение во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы.

Оборудование:

Публикация «„Невидимый воздух“, Конспект открытого занятия в старшей группе» размещена в разделах

Стакан стеклянный прозрачный, металлическая ложка, прозрачная глубокая емкость с водой. Воздушные шарики, соломки для коктейлей, мыльные пузыри, кораблики из пенопласта и бумаги, большие емкости с водой, салфетки полиэтиленовые, вентилятор комнатный, ширма для кукольного театра, кукла Буратино, листы бумаги, цветные карандаши.

Литература:

Н. Э. Рыжова «Не просто сказки».

В. Коломина «Воспитание основ экологической культуру в детском саду».

О. Р. Галимов «Физика для дошкольников

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом».

А. Холден «Мир вокруг» из серии «Веселы уроки»

Ход занятия:

Воспи. :- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

-Что это?

Дети: -Воздух.

Восп. : -Правильно,это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученные. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает)

Бур. : -Здравствуйте, ребята!

А что это вы тут собираетесь делать?

Восп. : -Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Бур. : -О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе!.Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята?

Восп. :- Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже воздуха не видела, но,знаю, что он всегда вокруг нас.

Бур. : Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите Ю, что этот самый воздух есть в этой комнате.

Восп. : -Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух все-таки есть (опыт 1 с пакетиками)

Восп. :-Что ребята у нас в мешочках?

Дети:-Воздух.

Восп. : -А какой он? Видим мы его? Почему мы не видим воздух? Почему его называют невидимкой? (ответы детей)

-Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате

(аквариум, окна)

(подходят к окну)

- посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно –и другие дома, машины на улице, и деревья, а теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт

(показывает стакан)

- Ребята, как вы думаете этот стакан пустой? Если в нем что-нибудь? (выслушивает ответы детей)

Бур. : ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.

Восп. : -Говоришь нет ничего в стакане, а мы сейчас проверим! (опыт 2 со стаканом).

Восп. : -Ну что ребята убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух :

Бур. :- Эка невидаль, воздух! Я, может и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня. Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломку. Я конечно не только пил, но и пузырьки через соломинку пускал. Вот здорово было!

Восп. : -Ребята,давайте и мы попускаем пузырьки из соломинки

Возьми каждый по соломинке и подойдите к сосуду с водой. (опыт 3 – с соломкой)

- Что выходит из воды с пузырьками:

Дети: -Воздух

Восп. : -А какие пузыри можно еще пускать?

Дети: Мыльные

Восп. : -Давайте и мыльные пузыри попускаем

(дети берут «мыльные пузыри» и пускают их)

Восп. :- Буратино, как ты думаешь, что находиться внутри мыльных пузырей?

Бур. : Знаю, конечно, мыло!

Восп. : -Ребята прав ли Буратино? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находиться воздух!

Бур. : -Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята и все люди дышать через нос. Правильно?

Восп. : -Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики. (опыт 4 с салфеткой).

-Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?

Дети: -Нет!

Восп. :- А с салфеткой видно (Да)

А еще можно увидеть, как мы дышим зимой –изо рта выходит пар.

Бур. : Ребята, а вы знаете, чем дышит животные?

Дети: У них тоже есть носики.

Бур. : А собака, если ей жарко дышит ртом, я сам видел? А как дышат растения, где у них тогда носы (гипотезы детей).

Восп. : -А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки, их трудно увидеть. Вот через них и дышать все растения, и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моей их.

Бур. : Значит и колокольчику, и березе, и дубу –всем-всем нужен воздух?

А я об этом не знал.

Восп. :-конечно,Буратино, всем живым существам нужен воздух.

Правда, ребята?

Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?

Дети: - Можем чувствовать запахи.

Восп. :- А воздух пахнет?

(ответы детей)

Восп. :-А как же так получается, когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?

(ответы детей)

-Воздух движется и доносит до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

-Какие еще запахи может переносить воздух?

_ А может ли воздух переносить звуки?

(ответы детей)

(опыт 5 со стаканом и ложечкой)

- От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит воздух, может переносить звук.

Бур. :- А я знаю, где можно найти много воздуха –в шариках? И так и называются –воздушные.

Восп. : -Ну, что Буратино, мы убедили тебя, что воздух есть?

Бур. : Да, я понял, что воздух окружает нас везде, и мы им дышим.

Простоя думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду в кукольный театр к своим друзьям и расскажу им про воздух. А вам хочу подарить эти воздушные шарики (дает детям коробочку с шариками).

Восп. : -Ребята, давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди, давайте надуем шарики (дети надувают шарики и дуют их).

-Вы наверное раз видели, как воздушные шарики отпускают и они улетают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете почему (варианты ответов детей).

-Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе., где мы можем поднять и убрать его и убрать, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет. (отпускаю шарики, выходит воздух)

-Что вы чувствуете?

Дети: -Ветер.

Восп. : -Помните, о чем, мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. И мы их сейчас соберем.

(собирают шарики)

(включается вентилятор)

Восп. : -Ой, что это, шарики, уже не летают, а ветер все сильней? Да и не похоже, что это ветер от маленьких шариков.

(влетает Карлсон)

Карл. :- Здравствуйте, ребятишки девочки и мальчишки.

(дети приветствуют Карлсона)

Восп. : - Здравствуй, Карлсон. Это ты такой ветер поднял?

Расскажи, как ты это делаешь?

Карл. : На спине у меня есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится и получается ветер. Вот я вам покажу вентилятор, он точно такой же, как и мой пропеллер. Смотрите!

(включает вентилятор)

Восп. : -Ребята, а вы как думаете, для чего нам нужен вентилятор?

(ответы детей)

- Да вентилятор нужен в жаркую погоду, чтобы освежить воздух. А давайте покажем Карлсону, как мы сами умеем делать ветер (опыт 6 с корабликами)

Ребята, вот мы выпускали воздух из шариков и получался ветер. Потом дули на кораблики и тоже получился ветер. -Что же такое ветер?

Восп. : -Ветер -это движение воздуха.

Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, если на улице ветер. Как мы это можем увидеть?

( ответы детей: ветки листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро)

- А теперь давайте нарисуем ветер. Пройдите за столы.

Карл. : -Я тоже хочу нарисовать с детьми.

Восп. : А ты,Карлсон, будешь рисовать на большом листе, на доске.

(рисуют) (Карлсон рисует на доске)

Восп. : -Дети,давайте посмотрим,как нарисовал Карлсон. Правильно ли он нарисовал? (анализ рисунка Карлсона).

(Итог) :-Сегодня мы узнали о воздухе. Что же мы узнали?

-Что воздух часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

-воздух невидим, прозрачен -воздух может двигаться.

-И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.

Воздух необходим всем нас. Без него жизни нет.

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Украсим город родной»  (приложение к опубликованному ранее занятию) Конспект Цель: - углублять и уточнять представления о родном городе, вызвать желание заботиться о его красоте, воспитывать патриотические.

Проект для подготовительной группы «Свойства воздуха»Проект для подготовительной группы «Свойства воздуха» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 2 городского округа города Райчихинска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Невидимый воздух». Конспект открытого занятия в старшей группе
Опубликовано: 10 октября 2013 в 17:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД