«Незнайка на севере». Конспект занятия в старшей группе

Амаля Агабекова
«Незнайка на севере». Конспект занятия в старшей группе

Конспект

познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование

в старшей группе

Тема: «Незнайка на севере».

Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».

Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».

Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Незнайка на севере».

Цель: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, приобщение к изобразительному искусству.

Задачи:

ОО «Здоровье»

- формировать правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.

- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки «Моя тундра».

ОО «Социализация»

- развивать интерес детей к играм, быту и культуре народов Севера, а также к предметам сделанными из различных материалов (оленьего меха, кости и т. д.).

ОО «Познание», «Художественное творчество»

- формировать у детей представление об особенностях декоративно – прикладного искусства народов севера – геометрический узор, используемые цвета (красный, голубой, белый, желтый, творческую активность,

- продолжать знакомить детей с бытом и культурой коренных народов Севера (ненцы,

- упражнять в умении чувства ритма в составлении орнамента ненецкой одежде – малицы,

- развить художественный вкус, умение пользоваться кончиком кисти без нажима, используя различные вариации простых элементов и сочетания крупных элементов орнамента с мелкими.

ОО «Коммуникация»

- развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением,

- расширять и активизировать словарный запас словами малица, ягушка, кисы, «щучьи зубы», «волны», орнамент, бисер, символ.

Воспитательные задачи: воспитывать внимание, выдержку, формировать умение выслушать своего товарища, не перебивать,

- воспитывать желание сделать свою работу яркой и интересной,

- воспитывать чувство уважения к труду ненецких мастериц, любовь к родному краю.

Предварительная работа: чтение сказок народов севера, заучивание слов «гимн Ямала», рассматривание альбомов: «Декоративно - прикладное искусство народов России», «Искусство, рожденное на снегу».

Рассматривание иллюстраций одежды и изделий из оленьего меха с орнаментами. Дидактические игры: «Подбери узор для малицы», «Составь узор».

Методы и приемы: игровой метод (прием сюжетной игры, словесный метод (объяснение, вопросы к детям, практический метод (орнаментальное украшение малицы).

Демонстрационный материал:

- большой конверт, экран, видиопроэктор, ноутбук, презентация «Мой край-Ямал», игра - путешествие: «Я тебе все расскажу».

Раздаточный материал: силуэт малицы, образцы орнаментов, краски гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров, салфетки, стакан с водой, образец малицы, музыка народов севера.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы живем?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Правильно на Севере, на Ямале.

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите.

Потому что здесь наш дом, мы на севере живем.

Мы живем в городе.

Дети: Надым.

На экране карта Ямала дети показывают город Надым. Слайд 1.

Назовите столицу нашего округа.

Дети: Салехард.

Воспитатель: Полуостров Ямал, ребята, в переводе с ненецкого языка обозначает «край земли».

Кто мне покажет герб Ямала? (дети выбирают из трех вариантов). Слайд 2.

Какого цвета флаг Ямала? (дети выбирают из трех вариантов). Слайд 3.

Мы с вами уже знаем, что у каждой страны есть свой гимн, и у нашего округа тоже есть свой гимн. Он исполняется на стихи Л. В. Ходуновой, а слова положены на музыку. Слайд 4.

(Дети слушают гимн Ямала).

Воспитатель: Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы, коми – зыряне.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Наш садик «Сказка» тоже находится на севере. И в наш сад ходят дети разных национальностей. Назовите каждый свою национальность.

Дети: Русский, украинец, белорус, татарин, молдаванин, и т. д.

Воспитатель: У каждого народа есть свой язык, своя культура, свои обычаи. И чтоб нам получше узнать о коренных жителях севера.

Мотивация:

Вдруг раздается громкий стук в дверь, передают большой конверт.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, только непонятно, кто его нам прислал (открывает конверт). В нем части картинок. Наверное, если мы соберем картинки, то узнаем, кто его написал.

Дети собирают части картинок и догадываются, что письмо от Незнайки, в котором он просит нашего разрешения приехать к нам в гости со своими друзьями, жителями Цветочного города.

Воспитатель: Но как нам быть, ведь у нас очень холодно, а у жителей Цветочного города нет теплой одежды? Чем же мы можем им помочь?

Дети: Предлагают свои варианты, (купить, подарить, изготовить своими руками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошие предложения. А я предлагаю сделать для них национальную ненецкую одежду. Уж в ней -то точно жители Цветочного города ни в какую стужу не замерзнут.

- Мы же хотели получше узнать о коренных жителях севера?

Основная часть:

- прежде поиграем в одну очень интересную игру, совершим путешествие с ненецким мальчиком (показывает куклу) по его родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и обычаях ненецкого народа.

Игра: «Я всё тебе расскажу»<Приложение >

Ход игры

Дети выбирают тему. Каждой теме соответствуют вопросы, на которые дети дают свои варианты ответа. Затем учащиеся получают дополнительные сведения, сопровождаемые иллюстрациями и фотографиями.

Тема: «Я играю»

Вопрос. Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?

Дополнительный материал: День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни. Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Праздник рассчитан только для взрослых. На подарки ни родители, ни самому младенцу не принято дарить.

Тема: «Мой дом»

Вопросы. Как называется жилище ненцев? Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?

Дополнительный материал: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Тема: «Наша одежда»

Вопрос. Расскажи о женской, мужской и детской ненецкой одежде.

Дополнительный материал:

Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову.

Женская шуба ягушка имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.

Маленьким детям шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном, напоминающую малицу. Детские штаны делают сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носят до 4—5 лет, затем переходят на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимаются женщины летом. Новая одежда шьётся раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и в четком расположении элементов.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.

По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.

Тема: «Средство передвижение»

Вопрос. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?

Дополнительный материал: Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т. к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар, более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

Динамическая пауза.

«Моя тундра»

Ты еще не видел чудо- (Правая рука согнута в локте и лежит на

ладони левой руки. Грозим указатель-

ным пальцем)

В нашей тундре не был? (Разводит руки в стороны и удивляется)

Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладони вверх)

Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек»- круговые враще-

ния).

Слушать звон копыт по насту. (Ростапырев пальцы, ударяя друг о дру-

га кончиками пальцев)

Приезжай. Мы встретим лаской (Держим кисти рук прямо ладонями

вверх, загибаем и разгибаем пальцы

в кулачек)

Здравствуй. (Развести ладошки вертикально).

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к просьбе Незнайки и его друзей из Цветочного города. Пройдем в мастерскую к нашей ненецкой хозяюшке.

Ненецкая хозяюшка: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на места. Давайте рассмотрим образцы одежды ненцев, элементы орнамента (дети рассматривают иллюстрации).

-Вы уже знаете, чтобы одежда была яркой и красивой ее отделывают орнаментом. Из каких элементов состоит ненецкий узор?

Дети: Чередование или повтор элементов.

Ненецкая хозяюшка: Основные мотивы для орнамента берут в [природе, назовите узоры какие вы знаете?

Дети: «Шучьи зубы», «оленьи рога», «заячьи уши» и т. д.

Ненецкая хозяюшка: Ребята, какую часть одежды украшают у малицы?

Дети: Украшают рукава и подол.

Ненецкая хозяюшка: Приступайте к работе.

Заключительная часть.

Ненецкая хозяюшка: Молодцы, ребята, какие красивые малицы у вас получились. Теперь мы смело можем приглашать Незнайку и его друзей к нам в гости. Приложите к себе свои малицы, скажите, что вы чувствуете? (релаксация под музыку).

Ненецкая хозяюшка: Все работы укладываем в посылочку, посыпаем волшебным серебристым порошком, что бы передать всю красоту искристого снега и северного сияния.

Воспитатель: Смогли мы помочь Незнайке и жителям города, выполнили их просьбу? А как мы это делали?

Составил:

Воспитатель

Агабекова А. А.

Педагог доп. образования

Белоброва В. А.

«Незнайка на севере». Конспект занятия в старшей группе
Публикации по теме:

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Незнайка на севере». Конспект занятия в старшей группе
Опубликовано: 16 марта 2014 в 11:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»
Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или...
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные родного края» (средняя группа)
Программное содержание: • Познакомить с профессией лесник • Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложно подчиненных предложений (...
Фотоотчет «Бумажный бал»
Недавно в нашем детском саду состоялся необычный праздник - "Бумажный бал". Почему необычный? Все просто ребятишки совершили путешествие в бумажное...
Фотоотчет о конкурсе, посвященном Международному женскому Дню «Золушка-2017»
Фотоотчет конкурса посвященного Международному женскому дню \"Золушка-2017\" Целью данного мероприятия являлась организация досуг воспитанников, выявление...
Образовательная среда в старшей группе
Галина Батина, Алена Васляева. Лучшая образовательная среда в детском саду. Развивающая среда в нашем группе выполняет различные функции: образовательную,...