Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»

наталья шамова
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»

Цель: познакомить детей с речевыми нормами детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Научить играть в грамматические игры.

2. Порекомендовать развивающие речевые игры для детей данного возраста;

3. Обратить внимание родителей на речевые ошибки детей и предложить методы их коррекции.

Оборудование: проектор, презентация «Нормы речевого развития детей 4-5 лет», речевая карта, рекомендуемые игры для речевого развития, методические пособия.

Ход мероприятия:

I. Оргмомент: -Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Наталья Сергеевна Шамова, я логопед, буду работать с вашими детьми на протяжении 3 лет. Сегодня я хотела бы вам рассказать о речевых нормах детей 4-5 лет, а также над чем будем работать на занятиях и дать некоторые рекомендации для развития речи детей.

II. Основная часть:

1. На пятом году жизни у ребенка отмечаются успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка). Для закрепления данной темы могу порекомендовать вам игру «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть. Цель этой игры - образование качественных прилагательных.

* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)

* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)

* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)

* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)

* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)

* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)

* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)

*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)

Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.); появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.

И я вам хочу предложить игру «Ответь одним словом». Цель этой игры – изменить Имя Существительное по падежам. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них только определенным словом, которое будет предложено на картинке.

1. Без чего ты не можешь прожить и дня?

2. Что ты ел на завтрак?

3. На чем ты любишь кататься?

4. Чем ты обычно рисуешь?

5. О чем ты видел сегодня сон?

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. у детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «Рь»; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох.

Диагностику я проводила по методике Ольги Игоревны Крупенчук. Она разработала специальную речевую карту. А занятия будут проходить 2 раза в неделю: общеразвивающее занятие по четвергам с 9.35 до 9.55 по методике Смирновой Л. Н. Эта методика включает в себя лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, сенсорное развитие, работу над звуковой стороной речи и физминутки. А индивидуальные занятия по пятницам с 10.00 до 10.30, после обязательных занятий в саду.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Годовое планирование работы с родителями СЕНТЯБРЬ Консультация: "Воспитание основ гигиенической культуры" Родительское собрание: "Давайте познакомимся"(возрастные особенности ребёнка.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 09:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка»
Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования...
Оформление помещения.
Детский сад — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома. В полной мере этому способствует окружающая обстановка. Так,...
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок»
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок» Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и останавливаются у стульев. Вед....
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»
В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас...
Акция посвященная Всемирному Дню памяти погибших в ДТП (19 ноября).
17 ноября 2017 года воспитанники творческого объединения "Журавлик"под моим руководством совместно с классным руководителем 3 "В" класса "Красноярская СОШ...