МААМ-картинки

Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»

Наталья Старостина
Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»

Паспорт проекта

Название проекта : «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы».

Участники проекта : воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Тип проекта : по методу: информационно – практико – ориентированный;

по содержанию: групповой;

по времени проведения: краткосрочный

Сроки действия проекта : с сентября по ноябрь 2015г.

Актуальность:

Публикация «Проект „Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова“» размещена в разделах

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком, проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Проблема:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В процессе работы возникла необходимость разнообразить методику работы по приобщению детей к художественной литературе.

Противоречие:

Анкетирование родителей показало, что у некоторых семей осталась добрая старая традиция рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев чтение литературы заменил телевизор и компьютер.

Цель проекта :

Формирование социально – нравственных качеств через художественное слово и сказки.

Задачи проекта :

1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.

3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.

4. Помочь детям усвоить нравственные категории : добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Гипотеза:

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей подготовительной к школе группы к художественной литературе, через народное творчество будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта :

Сочетание приобщения детей к художественной литературе с работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (теат-рализованной, изобразительной, музыкальной, этюдами психогимнастики и релаксации, коммуникативными играми, проблемными вопросами, творческими заданиями, упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата.

Теоретическая значимость:

Заключается в разработке педагогических условий нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и описании системы работы по приобщению детей подготовительной к школе группы к художественной литературе в условиях ДОУ.

Практическая значимость:

Художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей, сделана подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

Методы изучения:

Теоретические

1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме.

2. Изучение и анализ педагогического опыта по направлению работы.

3. Обобщение справочного материала по данной проблеме.

4. Наблюдения за поведением детей в свободной игровой деятельности.

Практические

1. Социологический опрос родителей по проблемам изучения.

2. Подборка детской художественной литературы.

3. Моделирование непосредственной образовательной деятельности.

Формы работы:

• Информационно - аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме, педагогического опыта по направлению работы).

• Коллективные (чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность, круглые столы).

• Индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями с целью обмена мнениями).

• Наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ).

• Познавательные (библиотечка для родителей).

Методы, применяемые в ходе реализации проекта :

1. Объяснительно – иллюстративный (предлагается иллюстрация, которую дети рассматривают, анализируют);

2. Исследовательско – поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих замыслов, решения ситуаций);

3. Игровой (набор игр, развивающих социально – нравственную и коммуникативную деятельность;

4. Групповая дискуссия повышает уровень доверия и сплачивает воспитанников, помогает увидеть свое сходство с другими, понять себя и получить позитивную обратную связь;

5. Сказкотерапия, на сказках апробируются приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Предметно – пространственная развивающая среда:

• Подборка детских книг с рассказами по содержанию нравственных ценностей;

• Иллюстрационный материал «Уроки доброты»;

• Книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

• Принадлежности для рисования;

• Магнитная доска;

• Настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;

• Фотоаппарат;

• Магнитофон;

• Кассеты и диски

План реализации проекта

Этапы Содержание работы

Констатирующий

(подготовительный)

1. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей.

2. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

3. Подборка игр социально – нравственного содержания.

4. Составление вопросов и заданий для формирования нравственных качеств дошкольников.

5. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

6. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

7. Анкетирование родителей.

Формирующий (основной)

1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.

2. Инсценировка художественных произведений.

3. Беседы по прочитанным литературным произведениям.

4. Конкурс рисунков на социально - нравственную тематику.

5. Изготовление совместно с родителями скворечников, кормушек для птиц.

6. Организация для родителей консультаций.

7. Развлечения литературного и нравственного содержания.

8. Экскурсии в детскую школьную библиотеку.

9. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений.

10. Ремонт книг в группе и помощь малышам в ремонте книжек.

Заключительный (контрольный)

1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

2. Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников.

3. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

4. Изучение роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 6-7 лет.

5. Фото Эрмитаж и выставка детских рисунков.

6. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

7. Распространение опыта работы по реализации проекта на районном методическом объединении.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта :

• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.

• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.

Нравственные убеждения, взгляды, привычки будут тесно связаны с чувствами ребенка.

Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи.

• Передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.

• Устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

• Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.

Нравственное воспитание детей посредством сказок в соответствии с ФГОС. Занятие «Игра «Поле чудес» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: Нравственное воспитание детей среднего возраста посредством сказок в соответствии.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем. Ф.  дзери:Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,.

Отчет «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия ДОУ, семьи, социума» Тема: «Формирование духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей через взаимодействие ДОУ, семьи, социума.» Этап.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления с Алтайским государственным краеведческим музеем» Содержание. Раздел 1. Целевой 1.1. Обоснование актуальности проекта. 1.2. Цель, задачи. 1.3. Ожидаемые результаты проекта. 1.4. Продолжительность.

Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы» Проект:«Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы» Я хочу представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»
Опубликовано: 23 января 2016 в 21:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД