МААМ-картинки

«О роли физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников»

Олеся Логвинова
«О роли физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников»

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье … Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корча

Физкультурно-познавательные занятия с элементами валеологии – это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Я считаю, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

Публикация «„О роли физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников“» размещена в разделах

Валеологическое воспитание дошкольников осуществляю, придерживаясь следующих принципов:

1. Системный подход - т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

3. Принцип “Не навреди” Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.

4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры : “Научился сам – научи друга”.

6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Особенно хорошо закрепляются полученные знания на утренней гимнастике – «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», которую провожу ежедневно на воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий).При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года я соблюдаю вариативность содержания и характера. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой я использую разные её типы и варианты, с разным спортивным оборудованием, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Составлена картотека комплексов утренней гимнастики для всех возрастных групп

Проводимые мной физкультурно-познавательных занятий для дошкольников «Путешествие за витаминами», «К здоровью без лекарств», "Чудо - нос", "«Что мы знаем о своем здоровье ", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" выполнялись статические и динамические упражнения для укрепления мышц спины, позвоночника, упражнения для глаз, применялись игровые приемы и методы для поддержания положительного эмоционального настроя воспитанников, использованы наглядные пособия (многочисленные карточки с изображением физических упражнений разной направленности, схемы строения скелета, тела человека, плакаты с правилами здорового питания). Так, для формирования правильной осанки я использую ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой, которые являются неотъемлемой частью ЛФК. Так же использую наглядно-слуховые приёмы, которые способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихов. Например, ребё нок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения:

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ, топ —

Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки здорового образа жизни. В структуру занятий вплетена различная оздоровительная деятельность: дыхательные упражнения («Надувалочки», «Одуванчик», «Ныряние») позволяют детям улучшить настроение, доступно объяснить им значение насыщения легких кислородом, прививаю дошкольникам чувство ответственности за свое здоровье, двигательные упражнения, точечный игровой массаж ушных раковин, рук, лица («Козочка», «Дятел», «Птички», проводимый с дошкольниками, способствуют повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. Включаю в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы «Змейка», «Солнышко», ходьба по дорожкам здоровья.

Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была моей основной задачей. Для этого я даю детям в доступной для них форме элементарные знания. Малышей знакомлю с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д., их назначением и следовательно формируются гигиенические навыки. С ребятами делаю массаж и самомассаж, где закрепляю названия частей тела. Например: руки (правая, левая, плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т. д. Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте подвожу детей к понятию организм, знакомлю с внутренними органами.

Во время двигательно-познавательной деятельности использую: сюрпризный момент (письмо, сообщение, гость, игрушка, предмет, спортивный снаряд); показ презентации, видео, художественное слово, познавательные и сюжетные подвижные игры.

Известно, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. В них свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие служат для формирования личностных качеств ребенка: доброта, ответственность, коллективизм. Игра формирует высокую нравственность.

Задача игр - укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами, согласно комплексно-тематическому планированию.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих норм взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации «Здоровье ребенка в руках взрослых», спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями («В страну здоровья», ««Слава Армии родной в день её рожденья!»)педагогические беседы, анкетирования.

Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

В процессе работы также выявлены следующие проблемы:

1. Спортивный зал недостаточно оснащен элементами предметно-развивающей среды,

2. Нехватка наглядно-тематических пособий и раздаточного материала именно по формированию валеологических знаний у дошкольников, кроме тех,что можно сделать своими руками.

Развитие детско-родительских отношений: как можно больше вовлекать родителей в совместные мероприятия с детьми.

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Коллекционирование-один из способов развития познавательных способностей дошкольниковКоллекционирование-один из способов развития познавательных способностей дошкольников Ежедневно, приходя в детский сад, каждый ребенок что-то приносит с собой в группу. Это и куклы, и машины, и книжки, и фигурки из киндер-сюрпризов,.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни в процессе физкультурно-оздоровительных занятий С каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, отмечается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости.

Информационно-практическое занятие с педагогами «Выразительное чтение. О его роли в развитии речи дошкольников» Практический опыт работы в детском саду показывает, что в основе развития речи дошкольников лежит активный, творческий процесс овладения.

Лэпбук как средство познавательных способностей дошкольниковЛэпбук как средство познавательных способностей дошкольников Современные требования к дошкольному воспитанию, предъявляемые государством, говорят о том, что педагог должен постоянно саморазвиваться,.

Мастер-класс «Роль дидактических игр в формировании знаний у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Роль дидактических игр в формировании знаний у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов МКДОУ № 6 «Аленький цветочек» Провел: инструктор по физической культуре Тарарухина Т. В. Роль дидактических игр.

Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников «Все дети любят рисовать» Не могу полностью согласиться с этим высказыванием. Работая в детском саду я вижу, как многие дети не подходят.

О роли рисования в эстетическом воспитании дошкольников (из опыта работы) Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами моим опытом работа по ИЗО деятельности. О роли рисования в эстетическом.

Опыт работы «Совершенствование познавательных способностей дошкольников посредством ИКТ» 1. Актуальность опыта В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов,.

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности. Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«О роли физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 18:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД