МААМ-картинки

«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем (12 фото)

Наталья Дмитриева
«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения итоговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Как известно, итоговое занятие предполагает обобщение знаний детей по какой-то определенной теме. Его можно проводить в разной форме, но на протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения таких занятий. Я провожу такие занятия в форме интегрированного занятия с использованием опорных схем или сигналов. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то наверное, знаете, что ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ - это картинки, знаки, символы, помогающие детям усвоить и осмыслить информацию,соответственно лучше ее запомнить!

Публикация «„Обобщаем, сравниваем, классифицируем…“ Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем» размещена в разделах

Такие процессы как обобщение, сравнение, классификация являются одними из основных категорий развития у детей логического мышления.

Для меня существует такое правило:

- Если понял, разобрался, значит будешь знать!

Чтобы осуществить все выше сказанное я и использую в работе с детьми опорные схемы. В старшем возрасте дети сами составляют (рисуют) эти схемы, а потом используют их в составлении рассказа по итоговой теме.

«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Ну а теперь более конкретно:

- Перед проведением итогового занятия мы в течение недели работаем над одной темой: рассматриваем, изучаем, читаем, лепим, рисуем, конструируем, говорим о том, что связано с темой.

Схема проведения итогового занятия:

-Обсуждение с детьми основных положений темы недели;

- Создание детьми опорных схем;

- Рассказывание или ответы на вопросы согласно опорной схемы;

-Рассматривание опорных схем детей, их сравнение, выбор наиболее удачной схемы;

- После занятия опорные схемы помещаются в специальный альбом, который находится в свободном доступе и позволяет детям самостоятельно обсудить вопросы, связанные с темой недели.

Итоговое занятие на тему " Что мы знаем об осени"

Фото «Обобщаем, сравниваем, классифицируем…»

- Рисуем опорную схему:

Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем - фото

- Схема почти готова;

Фото №1 Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем Уважаемые коллеги Хочу познакомить вас со своим опытом проведения итоговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста

- Рассказ по своей схеме;

О чем поможет рассказать схема:

ЧТО:

- Осенью солнце часто прячется за тучи;

- Осенью небо часто бывает пасмурным;

- Осенью част идет дождь;

- Осенью листья на деревьях меняют свой цвет;

- Осенью бывает листопад;

- Осенью травянистые растения отмирают;

- Осенью созревают овощи фрукты;

- Осенью в лесу много грибов;

- Осенью птицы улетают на юг;

- Осенью исчезают насекомые (прячутся на зиму)

- Осенью звери готовятся к зиме;

Согласитесь, что это более чем полный ответ на вопрос- ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ! (надеюсь вы увидели это на фото)

Итоговое занятие на тему: Сравнение овощей и фруктов"

Готовая опорная схема:

Фото №2 Как известно итоговое занятие предполагает обобщение знаний детей по какой то определенной теме

Разберем с вами эту опорную схему:

- в первом столбце - место произрастания (на грядке, на дереве, на огороде, на кустах);

- во втором столбце - цвет овоща или фрукта (обозначается цветовым пятном);

- в третьем столбце - форма фрукта или овоща (обозначается геометрической фигурой);

- в четвертом столбце - какой вкус у овоща или фрукта (конфета - сладкий, перец- горький, лимон- кислый)

- в пятом столбце ребенок рисует тот фрукт или овощ, о котором он хотел рассказать;

Рассказ по этой опорной схеме может выглядеть как повествовательный рассказ, а может быть в форме загадки для других детей.

Итоговое занятие на тему: " Местообитание растений- сравнение"

Фото №3 Его можно проводить в разной форме но на протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения таких занятий

Рисование опорной схемы

Фото №4 Я провожу такие занятия в форме интегрированного занятия с использованием опорных схем или сигналов

Готовая опорная схема

Разберем с вами эту опорную схему:

- в первом столбце местообитание растения (лес, сад, луг)

- во втором столбце - отношение к солнцу (например растения леса предпочитают и солнце и тень)

- в третьем столбце - отношение к влаге (лесные растения поливает дождь, садовые растения поливает человек,луговые растения поливает дождь)

- в четвертом столбце - ребенок должен нарисовать растение, свойственное этому месту обитания (лес - ландыш, сад - астра, луг - ромашка);

Итоговое занятие - " Сравнение времен года"

Фото №5 Для меня существует такое правило Если понял разобрался значит будешь знать Чтобы осуществить все выше сказанное я и использую в работе с детьми опорные схемы

Готовые опорные схемы разных ребят

Разберем с вами эти опорные схемы:

- в первом столбце ребята условно обозначают о каком времени года будут рассказывать (думаю вам понятно);

- во втором и третьем столбце дети рисуют ту примету данного времени года, которая им больше нравится (например один ребенок нарисовал, что зимой люди одеваются тепло, и можно кататься на санках, а другой отметил, что зимой солнце светит мало);

Итоговое занятие на тему " Сравнение классов животных"

Фото №6 В старшем возрасте дети сами составляют рисуют эти схемы а потом используют их в составлении рассказа по итоговой теме

Разберем схему:

- в первом столбце условное обозначение класса животных (птицы, рыбы, звери);

- во втором столбце - покровы животного (птицы - пером, рыбы- чешуей, звери - шерстью);

- в третьем столбце - способ передвижения животного (у птиц -есть крылья и лапы, они летают и ходят; у рыб - есть плавники и хвост

они плавают; у зверей - четыре лапы, они ходят, бегают, прыгают);

- в четвертом столбце - чем питаются ((птицы - семена, червяки, другие птицы; рыбы - водорослями; звери - в данном случае хищник)

Имея на руках такую опорную схему, ребенок может в сравнении рассказать об отличительных особенностях разных классов животных.

Итоговое занятие на тему " Сравнение видов одежды по сезонам"

Фото №7 Ну а теперь более конкретно Перед проведением итогового занятия мы в течение недели работаем над одной темой рассматриваем изучаем читаем лепим рисуем конструируем говорим о том что связано с темой

Рисование опорной схемы

Фото №8 Итоговое занятие на тему Что мы знаем об осени

Готовая опорная схема

Фото №9 Рисуем опорную схему

Рассказ по опорной схеме

Разберем опорную схему:

- в первом столбце дети отображают условным значком сезонность одежды (снежинка - зимняя, цветы - летняя, падающий лист - осенняя);

- во втором столбце - дети отображают условным значком теплопроводность одежды (солнышко - очень теплая, ветерок - прохладная, половинка солнышка - теплая);

- в третьем столбце - условным значком изображается материал, из чего сделана одежда (из шерсти, из тонких тканей, и то, и другое)

- в четвертом столбце - ребенок рисуют вид одежды по сезону (шуба, шапка, варежки - зимой; платье - летом; куртка с капюшоном- осенью)

Имея на руках такую опорную схему ребенок может рассказать, что ЗИМОЙ - одежда теплая, ее делают из меха И что зимняя одежда - это шуба, шапка.

Занятия такого плана позволяют ребенку рассмотреть проблему со всех сторон, а рисование условных опорных сигналов позволяет установить взаимосвязь между признаком и его обозначением.

Возможно, вам покажется это сложным, уверяю вас - вполне приемлемо, да и заставляет детей на протяжении всего занятия думать! А продолжительность занятия - приближает его постепенно к длительности школьного урока!

Вот такие задачи можно решить на занятиях такой формы. Буду рада, если мой материал кому- то пригодится.

Публикации по теме:

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему "Первые шаги по внедрению ФГТ". Нашему детскому саду был предоставлен.

Презентация «Прогулка» В нашем детском саду № 100 "Дюймовочка" в ноябре 2012 года прошел мастер - класс для начинающих воспитателей по теме " Методика организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем
Опубликовано: 7 августа 2013 в 22:47
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД