«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Наталья Дмитриева
«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения итоговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Как известно, итоговое занятие предполагает обобщение знаний детей по какой-то определенной теме. Его можно проводить в разной форме, но на протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения таких занятий. Я провожу такие занятия в форме интегрированного занятия с использованием опорных схем или сигналов. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то наверное, знаете, что ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ - это картинки, знаки, символы, помогающие детям усвоить и осмыслить информацию,соответственно лучше ее запомнить!

Такие процессы как обобщение, сравнение, классификация являются одними из основных категорий развития у детей логического мышления.

Для меня существует такое правило:

- Если понял, разобрался, значит будешь знать!

Чтобы осуществить все выше сказанное я и использую в работе с детьми опорные схемы. В старшем возрасте дети сами составляют (рисуют) эти схемы, а потом используют их в составлении рассказа по итоговой теме.

«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем

Ну а теперь более конкретно:

- Перед проведением итогового занятия мы в течение недели работаем над одной темой: рассматриваем, изучаем, читаем, лепим, рисуем, конструируем, говорим о том, что связано с темой.

Схема проведения итогового занятия:

-Обсуждение с детьми основных положений темы недели;

- Создание детьми опорных схем;

- Рассказывание или ответы на вопросы согласно опорной схемы;

-Рассматривание опорных схем детей, их сравнение, выбор наиболее удачной схемы;

- После занятия опорные схемы помещаются в специальный альбом, который находится в свободном доступе и позволяет детям самостоятельно обсудить вопросы, связанные с темой недели.

Итоговое занятие на тему " Что мы знаем об осени"

- Рисуем опорную схему:

- Схема почти готова;

- Рассказ по своей схеме;

О чем поможет рассказать схема:

ЧТО:

- Осенью солнце часто прячется за тучи;

- Осенью небо часто бывает пасмурным;

- Осенью част идет дождь;

- Осенью листья на деревьях меняют свой цвет;

- Осенью бывает листопад;

- Осенью травянистые растения отмирают;

- Осенью созревают овощи фрукты;

- Осенью в лесу много грибов;

- Осенью птицы улетают на юг;

- Осенью исчезают насекомые (прячутся на зиму)

- Осенью звери готовятся к зиме;

Согласитесь, что это более чем полный ответ на вопрос- ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ! (надеюсь вы увидели это на фото)

Итоговое занятие на тему: Сравнение овощей и фруктов"

Готовая опорная схема:

Разберем с вами эту опорную схему:

- в первом столбце - место произрастания (на грядке, на дереве, на огороде, на кустах);

- во втором столбце - цвет овоща или фрукта (обозначается цветовым пятном);

- в третьем столбце - форма фрукта или овоща (обозначается геометрической фигурой);

- в четвертом столбце - какой вкус у овоща или фрукта (конфета - сладкий, перец- горький, лимон- кислый)

- в пятом столбце ребенок рисует тот фрукт или овощ, о котором он хотел рассказать;

Рассказ по этой опорной схеме может выглядеть как повествовательный рассказ, а может быть в форме загадки для других детей.

Итоговое занятие на тему: " Местообитание растений- сравнение"

Рисование опорной схемы

Готовая опорная схема

Разберем с вами эту опорную схему:

- в первом столбце местообитание растения (лес, сад, луг)

- во втором столбце - отношение к солнцу (например растения леса предпочитают и солнце и тень)

- в третьем столбце - отношение к влаге (лесные растения поливает дождь, садовые растения поливает человек,луговые растения поливает дождь)

- в четвертом столбце - ребенок должен нарисовать растение, свойственное этому месту обитания (лес - ландыш, сад - астра, луг - ромашка);

Итоговое занятие - " Сравнение времен года"

Готовые опорные схемы разных ребят

Разберем с вами эти опорные схемы:

- в первом столбце ребята условно обозначают о каком времени года будут рассказывать (думаю вам понятно);

- во втором и третьем столбце дети рисуют ту примету данного времени года, которая им больше нравится (например один ребенок нарисовал, что зимой люди одеваются тепло, и можно кататься на санках, а другой отметил, что зимой солнце светит мало);

Итоговое занятие на тему " Сравнение классов животных"

Разберем схему:

- в первом столбце условное обозначение класса животных (птицы, рыбы, звери);

- во втором столбце - покровы животного (птицы - пером, рыбы- чешуей, звери - шерстью);

- в третьем столбце - способ передвижения животного (у птиц -есть крылья и лапы, они летают и ходят; у рыб - есть плавники и хвост

они плавают; у зверей - четыре лапы, они ходят, бегают, прыгают);

- в четвертом столбце - чем питаются ((птицы - семена, червяки, другие птицы; рыбы - водорослями; звери - в данном случае хищник)

Имея на руках такую опорную схему, ребенок может в сравнении рассказать об отличительных особенностях разных классов животных.

Итоговое занятие на тему " Сравнение видов одежды по сезонам"

Рисование опорной схемы

Готовая опорная схема

Рассказ по опорной схеме

Разберем опорную схему:

- в первом столбце дети отображают условным значком сезонность одежды (снежинка - зимняя, цветы - летняя, падающий лист - осенняя);

- во втором столбце - дети отображают условным значком теплопроводность одежды (солнышко - очень теплая, ветерок - прохладная, половинка солнышка - теплая);

- в третьем столбце - условным значком изображается материал, из чего сделана одежда (из шерсти, из тонких тканей, и то, и другое)

- в четвертом столбце - ребенок рисуют вид одежды по сезону (шуба, шапка, варежки - зимой; платье - летом; куртка с капюшоном- осенью)

Имея на руках такую опорную схему ребенок может рассказать, что ЗИМОЙ - одежда теплая, ее делают из меха И что зимняя одежда - это шуба, шапка.

Занятия такого плана позволяют ребенку рассмотреть проблему со всех сторон, а рисование условных опорных сигналов позволяет установить взаимосвязь между признаком и его обозначением.

Возможно, вам покажется это сложным, уверяю вас - вполне приемлемо, да и заставляет детей на протяжении всего занятия думать! А продолжительность занятия - приближает его постепенно к длительности школьного урока!

Вот такие задачи можно решить на занятиях такой формы. Буду рада, если мой материал кому- то пригодится.

Публикации по теме:

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему "Первые шаги по внедрению ФГТ". Нашему детскому саду был предоставлен.

Презентация «Прогулка» В нашем детском саду № 100 "Дюймовочка" в ноябре 2012 года прошел мастер - класс для начинающих воспитателей по теме " Методика организации.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Учимся считать
  • Головоломки
Автор публикации:
«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем
Опубликовано: 7 августа 2013 в 22:47
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Трудовой десант»
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей...
Стихотворение. «Детскому альбому» П. И. Чайковского посвящается.
Это стихотворение уместно прочитать детям на начальном этапе знакомства с "Детским альбомом" П. И. Чайковского. Стихотворение. Посвящается «Детскому...
Мастер-класс совместной деятельности педагога и дошкольников над презентацией на тему...
Передо мной возникла проблема, как помочь детям больше узнать о природе своего родного края? Как донести до детей, что природа не только красива, но и...
Планирование тематической недели «Дружба. День народного единства» в старшей группе
Группа: старшая. Тема недели: «Дружба. День народного единства». Цель: Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках;...