Статья «Образы и сюжеты в физическом воспитании дошкольников».

Татьяна Калиниченко
Статья «Образы и сюжеты в физическом воспитании дошкольников».

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития. Разнообразные физические упражнения образного и сюжетного типа благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. Приобщая детей к физической культуре, мы должны, в первую очередь, помнить о том, что детям должно быть интересно заниматься физическими упражнениями. Ребенок – это «существо играющее», которому в избытке присущи фантазия, воображение и свобода.

Игра нужна для того, чтобы заинтересовать дошкольников новыми знаниями, чтобы им захотелось на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким мышатам, чтобы, одновременно получать информацию и двигаться. Они познают окружающий мир, учатся любить его и действовать в нем.

Образно – игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память, а также способствуют развитию не только тела ребенка, но и его психическое и эмоциональное здоровье. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Имитационные, подражательные движения во время утренней гимнастики или физкультурного занятия: «Аист», «Обезьяна», «Рак»- это игра для ребенка. Они намного увлекательней и полезней для дошкольника любого возраста, чем традиционные физические упражнения, сопровождаемые указаниями: «Присели-встали, отвели руки в стороны…».

Образно-игровые, имитационные упражнения способствуют получению эмоционального удовлетворения от движений самовыражению, самопознанию. У детей вызывает интерес даже название упражнений: «Ходим как великаны», «Змея», «Цирковая лошадь».

Ученые Л. Д. Глазырина, Л. Г. Горькова, Л. В. Яковлева считают, что использование образов и сюжетов позволит не только научить детей правильно, осмысленно и красиво двигаться, совершенствовать свои двигательные навыки, но главное – привьет интерес к занятиям физическими упражнениями.

Подражательное движение, например, «Петух», «Обезьянка», и др. легко даются ребенку младшего возраста. Эти же упражнения, но уже с более сложным заданием выполняют дети старшего возраста.

Трудно объяснить ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади за спиной. Но, если назвать упражнение «Паучок», показать движение, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц, прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальное движение.

Сюжеты и имитационные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

Я пришла к выводу, что ориентируясь на традиции, понимаемые как незыблемые правила, мы, воспитатели, зачастую не учитываем запросов наших воспитанников, утрачиваем понимание природосообразной детской деятельности. А это - игра! Для тех, кто за живое, творческое общение с детьми, тот будет всегда использовать игру, сюжеты, образы!

Публикации по теме:

Игровая презентация «Предновогодняя сказка» Презентация для детей старшего дошкольного возраста Может использовться, как для индивидуальной работы вместе со взрослым, так и для самостоятельной.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Статья «Образы и сюжеты в физическом воспитании дошкольников».
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 20:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....
Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»
Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы,...
Вот и промчалось дошкольное детство
1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного...