Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)

Татьяна Скарлыгина
Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)

«Обучение детей дошкольного возраста грамоте, как важнейший компонент при поступлении в 1 класс»

Выступление из опыта работы на методическом объединении для воспитателей.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться уже с двух – трёхлетнего возраста, когда дети охотно интересуются звуками, играют с ними, с учётом возросших потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей. Важно приучать ребёнка с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую творческую жилку, создавая для этого обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных умений.

В нашей старшей группе – дети двух возрастов от 5 до 7 лет. Дети очень подвижны, не могут высидеть на занятии и десяти минут. Значит надо давать выходу их энергии в физкультминутках. Дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система, поэтому я не устраиваю соревнования часто (Кто быстрее? Кто больше). Ведь они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слёз.

Я стараюсь вводить в занятие по предшкольной подготовке больше игровых ситуаций, ведь дети всегда запомнят то, что им было интересно. Обучающие игры на занятиях приковывают неустойчивое внимание ребёнка к материалу занятия, дают новые знания и заставляют его напряжённо думать.

Здесь есть и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у дошкольников воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывает чувство коллективизма.

Игры «На что похожа буква?», «Кто внимательный?», «Доскажи словечко» и другие развивают у детей творческое воображение.

Чтобы дети лучше запоминали букву, я предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, предлагаю выложить её из счётных палочек, найти на веере букв. Дети очень любят слушать сказки про приключения букв, стараются сами сочинить сказку.

В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи. Например, при изучении буквы «А» - Айболит, «Б» - «Белоснежка» и другие персонажи. Дидактические игры «Кто внимательный?», «Кто больше?» - игры на выделение и определение звука, на составление слова с изученным звуком – развивают фонематический слух ребёнка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность.

В игре «Доскажи словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова, но и серьёзно задумываются над его смысловой выразительностью.

Также можно провести и игру «Перекличка», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это является одновременно и маленькой физкультминуткой. Игры со словом должны всегда входить в обучение, так как они воспитывают у ребёнка языковое чутьё, подготавливают его к восприятию сложных поэтических форм в школе. Любовь к языку можно воспитывать только через интерес к нему.

При воспитании у детей звуковой культуры речи использую загадки, пословицы, поговорки и скороговорки. Задав загадку и, получив ответ, спрашиваю, с какого звука начинается отгадка. Загадки помогают активизировать мышление и речь ребёнка, успешно решают задачи его всестороннего, гармоничного развития. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Скороговорки помогают детям понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибёшься – получишь другое слово, будет непонятно, о чём говорится. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, а потом тише и быстрее, почти шёпотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки и весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию,темп речи.

Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это явление и языка, и искусства, приобщение к которому важно с детских лет. Это, как «живая вода» для малышей. Она приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.

Физкультминутка имеет важное значение при проведении занятий. Она снимает напряжение у детей, умственную усталость. Я применяю физкультминутки шест видов:

-гигиенические, оздоровительные (ноги и руки в движении,

-гимнастика для глаз (следить за предметом – кружочком, рукой,

- танцевальные (произвольные,

-под музыку, ритмические (под счёт,

-физкультурно-спортивные,

-двигательно-речевые (инсценировка стихов, подражательные (Например, пыхтим, как паровоз)

Таким образом, проведение занятий в игровой форме помогает детям быстрее усвоить материал, не скучать на занятиях и в будущем успешно учиться в школе.

По результатам «Комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе» 80% детей моей группы умеют читать по слогам, у них богатый словарный запас и развитая речь, у них сформирована психологическая и личностная готовность к обучению в школе.

Публикации по теме:

«Развивающая речевая среда группы». Презентация на КМО воспитателей раннего возраста «Самые маленькие в детском саду» Уважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию презентацию "Развивающая речевая среда группы". Эту презентацию педагог представляла на кустовом.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста грамоте как важнейший компонент при поступлении в 1 класс (из опыта работы)
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 11:34
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...