Обучение разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста 4–5 лет в условиях билингвального образования

Надежда Торопова
Обучение разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста 4–5 лет в условиях билингвального образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»

МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Тема: «Обучение разговорному якутскому языку

детей дошкольного возраста (4-5 лет)

в условиях билингвального образования».

Составила: воспитатель МДОУ №6 «Березка»

Торопова Надежда Станиславовна

Олекминск, 2017

К. Д. Ушинский: «Дитя приучается в несколько месяцев

так говорить на иностранном языке, как

не может приучиться в несколько лет».

С каждым годом потребность в изучении якутского языка возрастает. Это в полной мере относится и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка Республики Саха (Якутия) их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций.

Исследованием установлено, что дошкольный возраст характеризуется как сенситивный период в воспитании и развитии ребенка, когда происходит наиболее интенсивное и физическое развитие детей. По мнению В. Пенфилда, физиологическая причина успеха обучения языку состоит в том, что именно в этот период мозг ребенка имеет специализированную способность к обучению языку, которая с возрастом уменьшается.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.

Изучение русскоязычных детей якутскому языку – это не только филологические задачи, но и знакомство с бытом, традиционными занятиями, якутским народным календарем, фольклором, с национальным праздником «Ысыах» воспитывают у детей уважительное отношение к жизни и культуре якутского народа, что очень актуально в нашей многонациональной республике, и в частности нашем Олекминском районе.

В МБДОУ –Детский сад №6 «Березка» г. Олекминска ведется инновационная деятельность по билингвальному образованию дошкольников, в рамках которого мною разработана программа обучения якутскому языку русскоязычных детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в формировании русско-якутского двуязычия, обучению якутскому разговорному языку с дошкольного возраста.

Цель программы:

1. Основной целью занятий по якутскому языку является обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену.

2. Обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с педагогом и между собой на занятиях, а также режимных моментах.

3. Приобщение детей якутской культуре по средствам народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, настольных и подвижных игр народа Саха.

Задачи:

1. Развивать у воспитанников потребность регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост у детей

2. Развивать творческое мышление, фантазию средством декоративно-прикладного творчества, настольных игр и фольклора народа Саха.

3. Формировать обобщенные знания якутского языка.

В основу программы положен ситуативно-тематический принцип, т. е. учебный материал дает детям возможность запоминать элементарные слова и предложения, узнавать их в жизни.

Формы и виды организации занятий:

• Игровая;

• Использование метода погружения;

• Комбинированные занятия;

• Дидактические игры;

• Детско-родительская проектная деятельность;

• Творческие работы;

• Развлечения.

Программа по якутскому языку рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста. Занятия с воспитанниками целесообразно проводить в игровой форме в подгруппах, что позволяет детям проявить свои способности, а педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Одно занятие в неделю длительностью 20 минут для дошкольников – это оптимальный вариант при обучении якутскому языку на дошкольном этапе.

На каждом занятии кружка дети:

1. Узнают простые речевые модели

2. Запоминают несколько слов на якутском языке

3. Понимают их на слух и произносят за педагогом

4. Употребляют вопросы и ответы из фраз повседневного общения

5. Знакомятся с традициями, обычаями народа саха

Обучение состоит из трех этапов:

1. Слушание и запоминание слов педагога

2. Повторение за педагогом

3. Употребление в речи

Самую важную роль, при обучении, играет создание предметно-пространственной развивающей среды- в группах и на площадке.

Обучение второму языку должно основываться на живом общении, т. е. являться средством общения. Поэтому я выбрала метод погружения, то есть занятие проходит полностью на якутском языке. Больше практикуется диалог с детьми и обращение детей друг к другу, заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения. Используются дидактические игры, наглядные пособия, плакаты, репродукции, атрибуты для знакомства с материальной и духовной культурой народа саха, государственные символы, атрибуты для настольных и подвижных игр, народные игрушки.

Диагностика уровня знаний детей по якутскому языку включает в себя следующие разделы: произношение звуков; слова по темам; разучивание песен; стихов; знание фольклора и быта.

Педагог осуществляет постоянную связь с родителями обучающихся. Это необходимо для поддержки творческих начинаний ребенка внутри собственной семьи для достижения наилучших результатов в изучении якутского языка. Родители регулярно знакомятся с успехами и достижениями своих детей.

Представители коренных национальностей, выросшие в двуязычной среде, имеют возможность принимать полноценное участие в межкультурном взаимодействии, но, с другой стороны, постепенно отходят от своего родного языка и выраженных в нем этнокультурных ценностей. Поэтому в нашей многонациональной республике в современных условиях многовариативности содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях республики вполне уместно говорить о формировании русско-якутского двуязычия, о первых шагах обучения русскоязычных детей разговорному якутскому языку уже с дошкольного возраста.

Таким образом, раннее обучение иностранному языку, в нашем случае, якутскому языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал, оказывая положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Ребенок, который растет двуязычным, имеет уникальный шанс освоить оба языка. Эти дети имеют потенциал постигнуть глубину обеих культур и могут стать лингвистически компетентными людьми.

Прикреплённые файлы:

toropova-nadezhda-stanislavovna_8363i.pptx | 7627,6 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Обучение детей калмыцкому языку в воспитательно-образовательном процессе по коммуникативно-ориентированной методике Язык - зеркало всего народа и каждой личности, драгоценное достояние и хранилище тысячелетнего опыта народа, его культуры. Инновационные.

Оснащение речевого центра детей старшего дошкольного возраста в условиях стандартизации образования В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».

Картотека игр на занятиях по обучению якутскому языку в русскоязычных детских садах Игровое обучение на занятиях по обучению якутскому языку в русскоязычных детских садах имеет особое значение. Игра помогает снять у детей.

Игровое обучение на занятиях по обучению якутскому языку в русскоязычных детских садах Игровое обучение на занятиях по обучению якутскому языку в русскоязычных детских садах имеет особое значение. Игра помогает снять у детей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
  • Праздники
Автор публикации:
Обучение разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста 4–5 лет в условиях билингвального образования
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 04:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс для педагогов и родителей в нетрадиционной технике рисования мыльными...
Что такое мыльные пузыри, знают абсолютно все. Многие малыши с огромным удовольствием готовят своими руками мыльные растворы и придумывают различные...
Оформление помещения «Украшение лестницы к Новому году»
Оформление помещения «Украшение лестницы к Новому году» В этом году мы решили украсить лестницу к Новому году. Сделали достаточное количество шаров из...
Мастер-класс изготовления по мотивам народной куклы «Печальная коза Марфуша»
Рада всем, кто заглянул ко мне на страничку в этот час! Спешу вновь вас рассмешить и порадовать! Как-то под вечер коза загрустила, Голову грустно вниз...
Конспект познавательной прогулки «Секреты камней»
Конспект познавательной прогулки "Секреты камней" Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Задачи:...
Конспект занятия для детей младшей группы «Кто такой я»
Задачи: учить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста; развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через...