Получи документы

Конспект занятия «Одежда наших предков» для детей старшей группы

ольга щербакова
Конспект занятия «Одежда наших предков» для детей старшей группы

Одежда наших предков.

Цель: Познакомить с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления, украшения.

Задачи:

Закрепить умение располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, творческое воображение.

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Развивать интерес к истории, народной культуре, фольклору.

Словарная работа:

Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха –косоворотка,

Публикация «Конспект занятия „Одежда наших предков“ для детей старшей группы» размещена в разделах

пояс, опоясок, опоясываться, повязка, кокошник, оберег, опознавательный знак, лапти, лопаточки, лапотки, щеголять, лыко, «драть лыко».

Предварительная работа:

Беседа, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм», знакомство с опознавательными знаками.

Ход занятия.

Вы уже знаете, что на земле много разных стран больших и маленьких.

-Какие страны мира вы знает. (ответы детей)

-Какая страна в мире самая большая? (ответы детей)

«Как велика моя земля

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы

Раскинулась моя земля

От севера до юга

Когда в одном краю весна

В другом зима и вьюга»

-Да, широка и необъятна наша Родина.

-А, что такое Родина?

-Родина, это земля где вы родились.

Родная земля кормит и поит.

Родину любят, берегут и защищают, так было всегда во все времена.

Вы родились в России – россияне, а много -много лет назад наша страна называлась Русь и люди жившие в то время – русичи.

(звучит музыка, входит глашатый)

Глашатый: Низкий поклон вам люди добрые!

Воспитатель:Кто ты и откуда к нам пришел?

Глашатый: Шел я к вам из далека, через горы и леса, через степи и поля, и принес от князя великого грамоту. (читает)

Воспитатель: Вот так задача! Дети! выполним указ князя? (ответы детей)

Но прежде, надо вспомнить, какую одежду носили на Руси.

«Давайте присядем рядком, да поговорим ладком»

(дети рассаживаются на ковер)

-В старину наши предки одежду хранили в сундуках

(звучит музыка, ставлю сундук перед детьми, накрытый скатертью, скатерть снимаю.)

-Вот сундук, он не простой

Весь в узорах, расписной

В избе русской он стоит

Одежда разная в нем лежит

Из холста, парчи, льняная

Праздничная и простая

Кто сундук тот открывает

Тот наряды примеряет.

-Давайте и мы откроем наш сундук и посмотрим, какая одежда в нем.

(открывает сундук)

-Как назывался женский наряд на Руси?

-Сарафан. (достаю льняной сарафан, показываю)

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

-Из какой ткани шили одежду праздничную? (шелк, парча.)

-Будничную? (из льняной ткани)

-Из какой ткани сшит этот сарафан?

-Чем одежда из льняной ткани была хороша, а чем плоха?

-Хороша тем, что экологически чистая, так как нити спрядены из растения.

В одежде из такой ткани зимой не холодно, а летом не жарко.

Плоха тем, что льняная ткань быстро мялась, и с трудом разглаживалась.

В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью, а чтобы она так не мялась,ученые придумали добавлять к льняным нитям нити искусственные.

-Какой цвет имеет неокрашенная льняная ткан? Наши предки придумали красить ткань в разные цвета. Чаще всего сарафаны были красного, желтого или коричневого цвета. (достаю красный сарафан)

Ткань этого сарафана окрашена, как вы думаете, что означал красный цвет ткани? (тепло, праздничное настроение, красный –значит красиво.)

(достаю желтый сарафан, голубой, коричневый)

-Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой был символом неба, молодости.

А что означает коричневый цвет ткани?

(землю –кормилицу)

-Что надевали женщины под сарафан?

(белую кофту-рубаху, достаю рубаху)

-Русский народный костюм необычный и красивый потому что он украшен вышивкой. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит оберегала, защищала.

Вышивки обереги располагались в определенных местах.

-Где?

-На рукавах, на подоле, на горловине.

Что оберегали узоры на подоле?

(ноги, не давали злой силе подобраться к телу снизу.)

На рукавах оберегали руки, их силу, ловкость.

Узоры на горловине оберегали голову.

Завершал женский наряд - головной убор.

(кокошник, налобные повязки, ленты, венки)

Замужние женщины носили две косы, их оборачивали вокруг головы и завязывали на затылке, а сверху надевали головной убор.

Девушки заплетали волосы в одну косу, в народе говорили:

«Коса – девичья краса»

-Как еще можно назвать косу?

(косичка, косынька, сравнить у кого из девочек самая длинная коса)

Головные уборы могли быть самые разнообразные, главное чтобы верхняя часть головы оставалась открытой.

-Чем отличались девичьи головные уборы от женских?

-Вышивкой.

Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники,

полотенца, скатерти, но и мужскую одежду.

Как называлась в старину мужская рубаха?

(достаю из сундука косоворотку)

Почему она так называлась?

У стариной рубахи по другому скроен ворот, он расположен как бы сбоку, косо. Рукава у такой рубахи были длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение: «работать спустя рукава», значит работать плохо,

кое-как.

Рубаха была длинная, ее надевали поверх штанов и подпоясывали поясом.

Как назывался пояс в старину? (опоясок)

Он был не только частью костюма, но также осуществлял обереговую функцию и был опознавательным знаком.

Что такое опознавательный знак?

Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден.

У богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного узкий и на нем узор попроще.

А то что я сейчас достану из сундука, вы узнаете угадав загадку.

«Два котика, четыре хвостика»

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.

(показываю).

Лапти очень мягкие, ноги в них «дышат», потому что, через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера.

Что бы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.

Носили лапти и зимой, и летом. Зимой надевали с толстым шерстяным носком. Одно было плохо, лапти быстро снашивались.

Летом за три дня, зимой за десять дней.

Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее?

(летом много работали, далеко ходили, но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься, сходишь в лес, то будешь в новой обуви щеголять.

Из чего плели лапти узнаете отгадав загадку.

«С моего цветка берет

пчелка самый вкусный мед

а меня все обижают

шкурку тонкую снимают» (липа)

Дети садятся за столы и украшают сарафаны в русском народном стиле.

Публикации по теме:

«Из чего наша одежда». Проект для детей средней (старшей) группы Тип проекта: По доминирующей деятельности: информационно-познавательный. По содержанию: педагогический. По составу участников: групповой.

Детско-родительский проект «Быт наших предков» Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего.

Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края»)Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края») В нашей группе мы с ребятами организовали небольшой музей, посвященный культуре и быту наших прапрадедушек. Без помощи родителей нам, конечно,.

Конспект НОД по развитию речи «Одежда» для старшей группы Конспект НОД по речевому развитию на тему «Одежда» для старшей группы компенсирующей направленности Задачи: расширять представление детей.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков» Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения.

Праздник наших мам (для детей старшей группы)Праздник наших мам (для детей старшей группы) В зал под музыку входят одни мальчики, обходят зал и становятся у центральной стены полукругом на расстоянии друг от друга. Мальчики: 1.

Развивающее игровое занятие «Одежда» для детей первой младшей группы ЦРазвивающее игровое занятие «ОДЕЖДА» для детей первой младшей группы Автор Волосунова Ольга Семёновна, Воспитатель ТЕМА «ОДЕЖДА» Цель:.

Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней»Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней» «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней». Цель: формирование представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях.

Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент» Актуальность проблемы Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского Актуальность проблемы Декоративно – прикладное.

Занятие в старшей группе «Одежда наших предков» Задачи: Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Одежда наших предков» для детей старшей группы
Опубликовано: 23 марта 2016 в 11:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД