Папки-передвижки

Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу — значит охранять Родину»

Мария Надина
Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу — значит охранять Родину»

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –

ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

Надина М. И., учитель начальных классов

МАОУ - «СОШ№17» г. Альметьевск

Цели: учить детей любить и охранять природу; рассказать о богатствах леса и его значении в жизни человека; расширять кругозор детей, развивать речь, память; воспитывать любовь к природе, к Родине, к животным.

Публикация «Конспект внеурочного занятия в начальной школе „Охранять природу — значит охранять Родину“» размещена в разделах

Оборудование: рисунки о природе, Красная книга Татарстана, детские книги о природе, поделки из природного материала, шишки, осенние листья.

План мероприятия.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге.

Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима.

Здравствуй, лес, дремучий лес, Весь в росе, как в серебре?

Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится?

Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?

Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи:

Что там шепчешь на заре, Ты же видишь, мы свои?

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе­ вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Унас в государстве очень много сделано по охране природы : посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных Человек многим обязан природе, лесу.

Ученик:

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать собой.

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – природа.

Давайте же всегда ее беречь!

Учитель. А теперь отгадайте загадку. Без чего человек не может жить?

- Мы не можем жить без листьев. Все мы дышим кислородом, А точнее сказать ­воздухом, в котором содержится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 - 900 кубических метров кислорода. Но еще больше кислорода требуется легковому автомобилю. За 1000 километров пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на год.

Лес - наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

С ранней весны до поздней осени в лесах, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства и в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Учитель. При болезнях сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которое употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Ученик.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное.

Он заметный, золотой, постарел – и стал седой,

И, как только поседел, вместе с ветром улетел.

Учитель. Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.

Ученик. А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь себе кружку, в которой хранится,

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Как белые звезды средь розовой кашки,

В букете сияющие лепестки.

Учитель. Кроме трав есть лекарственные деревья. Например, береза. В старину о березе говорили: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник).

Многовековый опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза - одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, и листья, которых содержат ценные лекарственные вещества.

А еще береза является символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик. Без березы не мыслю России­

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Учитель. Кроме лекарственных растений есть ядовитые растения. Некоторые ­рассмотрим. (Рассматриваются открытки с ядовитыми растениями).

- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. (Рассказ о некоторых растениях и животных, занесенных в Красную книгу) .

1. Азиатский речной бобр: самый крупный грызун нашей фауны и непревзойденный лесоруб. Бобровый мех с давних пор очень дорого ценится.

2. Белый медведь: это обитатель полярных льдов и прирожденный бродяга.

3. Амурский тигр: самый северный и самый крупный тигр, превосходящий по размерам даже льва.

4. Синий кит: крупнейший среди своих собратьев и среди всех животных, когда - либо населяющих нашу землю.

5. Даурский журавль: в Красную книгу занесены пять видов журавлей из семи. Самое губительное для них - разрушение среды обитания.

1. Прострел: (сон трава) многолетнее растение. Сон трава потому, что когда смотришь на поникшие ветки, кажется, они спят.

2. Кувшинка белая: многолетнее травянистое растение семейства кувшинковых. Одно из самых красивых растений средней полосы. Сейчас кувшинка встречается все реже и реже. Берегите этот цветок.

3. Ландыш майский: многолетнее травянистое растение высотой 15 - 20 сантиметров. В переводе с латинского: ландыш - лилия дама, цветущая в мае.

4. Купальница европейская: она хороша в лесу, а не в увядающих букетах.

5. Подснежник белоснежный: маленькое растение. Цветок подснежника состоит из шести чисто - белых лепестков. О подснежниках есть стихотворение:

Выглянул подснежник

В полутьме неясной,

Маленький разведчик,

Посланный, весной.

- Это лишь частичка тех растений и животных, которым требуется помощь, и если их не брать под охрану, они исчезнут навсегда.

Учитель. А какие загадки вы знаете о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей

Назови их поскорей!

Что это за девица. В сосне дупло,

Не швея, не мастерица. В дупле – тепло,

Ничего сама не шьет, А кто в дупле

А сама в иголках круглый год. (Ель) Живет в тепле? (Белка)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

- А вы знаете, что дуб живет 400 - 500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Часто дубы растут целой рощей. Кто скажет, как называется такая роща? (Дубрава.)

- Давайте заглянем под дерево, что там такое притаилось?

Кто сидит на крепкой ножке Нет грибов дружней, чем эти -

В бурых листьях у дорожки? Знают взрослые и дети.

Встала шапка из травы - На пеньках растут в лесу,

Нет под шапкой головы. (Гриб) Как веснушки на носу. (Опята)

- Вы, конечно, знаете, что кроме съедобных грибов бывают еще и ядовитые грибы. Кто может назвать их? (Дети перечисляют. Рассматриваются картинки с изображением грибов.)

Хвойный домик сложен кучей

Он без окон, без дверей,

Только вы на всякий случай,

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот

Все хозяева - герои,

Самый «маленький» народ.

(Муравейник.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?. (Мухи)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Рассматриваются картинки). Из всех явлений, происходящих в жизни птиц, самое удивительное - их перелеты, совершаемые два раза в году. Когда приближается осенняя пора, многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С наступлением весны они возвращаются на родину. И так из года в год, из поколения в поколение.

Вы хорошо знаете обитателей леса.

Ученик. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Учитель. Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Чтоб река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Учитель. Назовите правила поведения в природе.

· никогда не наноси вред природе;

· не убивай зверей и птиц;

· не трогай домиков животных и их детенышей;

· не трогай птичьи яйца,

· не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);

· оказывай помощь растениям и животным, попавшим в беду:

· подкармливай зверей и птиц зимой;

· в меру бери дары природы;

· не шуми на проryлках, не пугай животных;

· не разжигай большие костры ПОМНИ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.

Бесценна российского леса краса

Зеленое золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий, зеленый патруль.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. - А теперь давайте поиграем.

1. Определите «Чьи шишки?»

Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев (по 5 - 6 штук каждого вида) : сосны, ели, лиственницы.

2. Какому дереву принадлежат веточки? Расскажи о нем. Рассматриваются несколько веточек разных деревьев.

3. «Узнай по описанию».

1. Это и сорняк, и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами. (Крапива).

2. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносят огромную пользу человеку - вырабатывают мед, воск и т. д. Собирая с цветков нектар, опыляют растения. (Пчела).

4. «Ответьте на вопросы».

1. Дерево - символ нашей Родины. (Береза).

2. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, лиса, белка).

3. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина).

4. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка).

5. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины).

6. Какое дерево ежегодно страдает больше всего по вине человека? (Ель. Из - за новогодней традиции).

7. Какой зверек умеет летать? (Летучая мышь).

5. «Да или нет».

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да).

2. Ляryшка - домашнее животное. (Нет).

3. У кукушки кукует самец. (Да).

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет).

5. Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (Нет).

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет).

7. Береза, осина и тополь - лиственные деревья. (Да)

- Деревья у нас растуг не только в лесу, они есть всюду: у школы, у вашего дома. Какие они большие и красивые! Но как больно бывает видеть, когда по их веткам лазят ребята.

Наверное, бывало так, что и вы бывали на деревьях.

А вы не задумывались, что им больно, ведь их ветки - это как ваши руки, а вам часто бывает больно. Им больно не меньше вашего, лишь закричать они не могут от боли. Так давайте не будем причинять им боль.

Играют горнисты,

Скликая ребят,

Зеленый, тенистый

Мы вырастим сад.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша

Родная страна!

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Конспект классного часа в начальной школе для детей с ОВЗ «Весна-красна» Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны, о перелётных и зимующих птицах. 2. Формировать.

Конспект открытого занятия «Как беречь и охранять зубы» Цель: Приобщение к здоровому образу жизни через культурно-гигиенические навыки. Задачи: Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать.

Конспект внеурочного занятия по ознакомлению с лекарственными растениями в 5 классе «Природные врачи» КГБОУ «Минусинская школа-интернат» [h4]Конспект внеурочного занятия Класс 5Б Тема: «Природные врачи» [/h4] Воспитатель: Юлина.

Конспект внеурочного мероприятия к Дню защитника Отечества для учащихся начальной школы «Богатыри современности»Конспект внеурочного мероприятия к Дню защитника Отечества для учащихся начальной школы «Богатыри современности» Форма проведения мероприятия: беседа Цель: формирование представлений о "богатырях современности" Задачи: познакомить учащихся с некоторыми.

Конспект внеурочного занятия с элементами робототехники для учащихся начальной школы «Роль музея в жизни человека» Конспект внеурочного занятия с элементами робототехники интеллектуальное направление Тема: Роль музея в жизни человека. Основные социальные.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Природу будем охранять и не будем загрязнять» Администрация города Ивантеевки Московской области Комитет по образованию и молодежной политике МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) "Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. ".

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу — значит охранять Родину»
Опубликовано: 10 января 2019 в 08:20
+106Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД