«Окно в мир пословиц». Из опыта работы

Виктория Скакун
«Окно в мир пословиц». Из опыта работы

Окно в мир пословиц.

Веками люди передавали из уст в уста небольшие изречения, хранящие народную мудрость. Пора познакомить с ними детей.

В пословицах всегда содержались представления о человеческих достоинствах и недостатках, о добре и зле, о хорошем и плохом. Эти маленькие изречения настолько органично вошли в нашу жизнь, что мы уже и не замечаем их, говорим, не задумываясь. А между тем у ребёнка, который только начинает знакомиться с великим русским языком и русской культурой, часто возникают вопрсы, откуда появились пословицы, что они означают, в какой ситуации их следует говорить.

Пословицы сродни афоризмам : в краткой форме они запечатлевают наблюдения над жизнью человека, дают свою оценку происходящему. В прежние времена пословицы служили своего рода средством воспитания молодого поколения, которое перенимало накопленный веками опыт. В этих маленьких изречениях сохранились мысли наших предков о труде и праздности, о честности и лжи, о хвастовстве и упрямстве, о смелости и трусости.

Первым знакомством с огромным миром пословиц может стать. чтение сказок. Помните русскую народную сказку о том,как лиса предложила волку наловить рыбы в проруби хвостом? Расскажите её детям, завершив словами:,Недаром пословица говорит из пруда,Без труда не выловишь и рыбки " ".Если дети не слышали ещё слова,пословица", объясните :,Это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад".Повторите пословицу ещё раз и скажите своим маленьким собеседникам, что эти слова подходят не только для данной сказки, но и для других случаев : без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда нельзя даже убрать игрушки и привести комнату в порядок.

Лучшая возможность познакомить детей с пословицей - употребить её в реальной житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Вот, скажем, зимой дети самозабвенно катаются с горки, а тащить санки на гору им совсем не хочется. Самое время вспомнить известное , Любишь кататься - люби и саночки возить".Такая пословица послужит хорошим воспитательным средством. Ведь она адресована не конкретному человеку, а каждому из нас : это не нудное нравоучение, а общее правило, закреплённое веками, которое применимо к любому человеку.

При знакомстве детей с миром пословиц не забывайте обращать их внимание на абстрактный характер этого фольклорного жанра. Без объяснений взрослого ребёнку невозможно понять некоторые пословицы. Например:, Лучше синица в руке, чем журавль в небе" вовсе не означает, что нужно ловить руками синицу или журавля. Ведь синица и журавль - понятия абстрактные: синица означает что-то маленькое, незначительное, журавль - большое и важное. Кстати, при объяснении не забудьте поинтересоваться, знают ли дети, что синица меньше журавля.

Маленький экскурс в мир пословиц можно совершить во время прогулки по лесу или парку. Увидев муравейник, обратите внимание детей на то, что муравьи такие маленькие, а таскают травинки, по весу превосходящие их самих.

Эти насекомые строят огромные муравейники, в которых живут. Завершите свой рассказ пословицей :,Муравей не велик, а горы копает ". Подчеркните, что такое бывает и у людей : на первый взгляд маленький и неказистый оказывается сильным и смелым. Главное, чтобы у него было желание что-то делать, строить, трудиться.

Одним из способов знакомства с пословицей может стать её совместное прочтение и обсуждение. Правда, часто они сами по себе не представляют для детей большого интереса.

А потому попробуйте превратить чтение пословиц в увлекательное занятие : предложите детям придумать маленькую историю, рассказывающую о том, как появилась эта пословица. Возможно, услышав пословицу, Кто хвалится, тот с горы свалится",дети начнут фантазировать :,В одном городе жил-был человек, который очень любил хвалиться. Каждое утро он выходил на площадь и начинал рассказывать людям, какой он умный и богатый. И все люди слушали его, открыв рот, народу собралось много-премного, но ему казалось, что ещё не все знают, что он самый лучший. Однажды тот человек решил забраться на самую высокую гору для того, чтобы оттуда всем были слышны его слова. Он залез на гору и начал громко хвалить самого себя, как вдруг поскользнулся, упал и кубарем покатился вниз. А все люди, собравшиеся вокруг, смеялися и приговаривали:, Кто хвалится, тот с горы свалится". Сочинив подобную историю, дети вряд ли забудут саму пословицу. К тому же, придумывая истории, они проявляют свою фантазию и мастерство рассказчика. А если литературное творчество детям ещё не по плечу, предложите свой вариант рассказа о том, как появилась пословица.

Многие пословицы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например:, Не спеши да поторапливайся".Глубинный смысл таких пословиц в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильными считались любые крайности - спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.

Вполне возможна и такая ситуация: вы попросите выполнить какую-либо работу, а в ответ услышите:,Работа не волк, в лес не убежит". Правильно отреагировать на подобную реплику довольно сложно; можно лишь улыбнуться, похвалить за хорошее знание русских пословиц, после чего повторить просьбу.

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Необходимо объяснить детям, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились и лентяи, которые не любили работать и оправдывали себя тем, что,работа не волк". Впрочем, трудолюбивых людей среди наших предков было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде как о самой большой добродетели значительно больше:

,Хочешь есть калачи, так не сиди на печи".

,Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня"

• ,Терпение и труд всё перетрут"

• ,Труд человека кормит, а лень портит"

Пословицы - своеобразное выражение характера народа, его взглядов на те или иные стороны жизни. Существуют национальные пословицы, которые можно найти только в одном языке, и интернациональные, встречающиеся в языках разных народов.

Не забывайте, что пословица - это первый шаг к пониманию характера народа, это приобщение к его вековым традициям.

[/b]

Публикации по теме:

«Работа над пословицами и поговорками».«Работа над пословицами и поговорками». На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы. Но особый интерес у меня вызывает.

План проведения Дня спонтанного проявления добротыПлан проведения Дня спонтанного проявления доброты Предварительная работа: Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте. Подборка коммуникативных игр Подготовка консультации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Домашние птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Окно в мир пословиц». Из опыта работы
Опубликовано: 19 мая 2013 в 08:46
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...