Папки-передвижки

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Величко
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на тему:

«Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста»

СЛАЙД 2:

«Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю»

Конфуций.

Трудно не согласиться с высказыванием Конфуция, ведь ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

А опытно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, ведь

Дети – прирожденные исследователи…

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Опытно-исследовательская деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «как?», «почему?» и «зачем?». Ребёнок стремиться познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование.

СЛАЙД 3:

Многие классики педагогики считают детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности.

Согласно гипотезе советского исследователя - Профессора Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Подъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При осуществлении ребёнком самим практических действий с предметами происходит не только ознакомление с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. А необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.

СЛАЙД 4:

У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется, дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Проявляются попытки работать самостоятельно. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты с использованием уже готовых форм. А именно, постепенно вводить простые карточки – символы, мнемосхемы проведения опытов и исследования явлений окружающего мира.

Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления.

Их использование предполагает:

• расширение знаний об окружающем мире;

• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;

развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;

развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;

• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.

• Осуществлять эксперимент, делать выводы.

СЛАЙД 5:

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам и что такое мнемотаблица?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

СЛАЙД 6:

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

СЛАЙД 7:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы помимо экспериментальной деятельности можно использовать :

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

СЛАЙД 8:

Как применять мнемотехнику в детском саду? Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

СЛАЙД 9:

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

СЛАЙД 10:

Хотелось бы рассказать ещё о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребенка :

• для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2, на 9 клеток (-3x3);

• для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3, на 16 клеток (4x4);

• для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4, на 25 клеток (5x5).

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

СЛАЙД 11:

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание самостоятельно искать новые сведения о мире;

• появляется интерес к экспериментированию и непосредственно к проведению эксперимента;

• возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы;

• развивается речь и словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития интереса к познанию.

При подготовке выступления использовалась следующая литература:

Полянская Т. Б. Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей. – С. -Петербург, 2009.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет : из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.

Ковинько Л. В. секреты природы – это так интересно. - М. :Линка-пресс 2004.

https://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=419333

https://nevseoboi.com.ua/oboi-wallpapers/grafika-3d/page,2,1630-prazdnichnye-i-abstraktnye-fony-87-oboev.html

Автор шаблона к презентации – Коровина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»

г. Сафоново Смоленской области

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на­блюдать. В. Сухомлинский Введение. Мы живем в стремительно меняющемся мире,.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития и соответственно возникает необходимость поиска.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Конспект занятия «Извержение вулкана». Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Извержение вулкана.» Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы. Цель. Познакомить с вулканом как с природным.

Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ» МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» Мастер-класс Тема: «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ» Подготовила: воспитатель.

Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста.Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста. Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он.

Опытно-экспериментальная деятельность «Полезные и вредные продукты питания» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: показать детям опытным путем, в чем заключается польза и вред некоторых продуктов питания. Задачи: Познавательное развитие: - создать.

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс» Пояснительная записка Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям.

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста Из опыта работы- «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста». «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 4 октября 2017 в 20:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД