Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера

Людмила Гайдамака
Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера

Вопросам взаимодействия детского сада и семьи в отечественной педагогике уделялось значительное внимание. Но даже при поверхностном анализе существующих методик взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в них становится заметным их одно общее качество – стремление подчинить семью детскому саду.

Логику сторонников данного подхода можно представить следующим образом: семья является очень важным образовательным институтом, и благодаря направленному воздействию со стороны детского сада она приобретет ряд новых позитивных качеств. В некоторых рекомендациях можно даже встретить выражение «воспитание родителей». Данное направление взаимодействия является в корне неверным. На данной точке зрения уже давно настаивают ведущие научные сотрудники ФГАУ «ФИРО» а мы впервые попытались внедрить в педагогическую практику детского сада.

Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья, несмотря на общность целей в них различно буквально все – причины возникновения и пути развития. Поэтому в большинстве случаев традиционные методы организации работы с родителями остаются неэффективными.

Методическое сопровождение работы детского сада и семьи начиналось у нас с организации детско-родительского клуба выходного дня «Огонек». Темы ежемесячных встреч инициировали сами родители и были в основном направлены на развитие духовно-нравственных и познавательно-интеллектуальных качеств личности ребенка.

Проблема сохранения и укрепления здоровья по актуальности занимала последнюю позицию и была не востребована родителями.

Мы почувствовали, что запрос родителя не всегда отвечает действительной актуальности сохранения здоровья в условиях особой климатической зоны Крайнего севера. И это явилось для нас сигналом перестройки нашего взаимодействия с родителями, убедило нас в необходимости оказания помощи родителям в формировании их социального заказа детскому саду.

В связи с этим нами была определена тема инновационной деятельности «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой».

Для реализации цели информационно-аналитического исследования была разработана комплексная анкета для родителей детей 3-4 лет.

Анализ анкетирования позволил выделить три группы родителей -

Родители - лидеры, которые имеют определенный объем знаний в области физического воспитания ребенка, согласны принимать активное участие в образовательном процессе детского сада физкультурно-оздоровительной направленности, имеют желания к созданию атмосферы сотрудничества с педагогами, 21,8% (5 семей);

Родители - исполнители, которые согласны принимать участие в физическом воспитании ребенка, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада при условии наличия положительной для них мотивации, 52,2% (12 семей);

Родители - пассивные наблюдатели, которые не проявляют интерес к организации физического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, не стремятся повысить уровень знаний этого вопроса, 26% (6 семей).

Вместе с тем, экспериментальная группа смогла:

1. Определить источники информации родителей (законных

представителей) по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей:

62,2 % родителей получают информацию о формировании

у ребенка основ здорового образа жизни от родителей и друзей, они же используют средства массовой информации (ТВ, интернет, журналы, педагогическая литература);

52.2% родителей прибегают к помощи педагогов

дошкольного учреждения

78,2% - у 18 семей имеется жизненный опыт, который,

как выяснилось при беседе с родителями, оказался недостаточным, что бы оказать квалифицированную помощь своему ребенку по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей.

2. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье:

91,3% семей установлен режим дня;

60,8% родителей установлено спортивное оборудование;

34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие

мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;

47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке

на свежем воздухе;

72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле

видео передачи ребенку более 2-х часов;

3. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье:

91,3% семей установлен режим дня;

60,8% родителей установлено спортивное оборудование;

34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие

мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;

47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке

на свежем воздухе;

72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле

видео передачи ребенку более 2-х часов;

73,9% родителей считает причиной заболеваемости ребенка –

контакт с больными детьми.

86,9 (20) родителей встречались с понятием «Физическая

культура», «Физическое и психологическое здоровье», но они не могут объяснить его точное значение;

17,3% родителей (4) знают и используют дома с детьми физические

упражнения и подвижные игры для детей 4 -го года жизни.

52,1% (12) родителей укладывают детей спать примерно в одно и

то же время, прочитав сказку, в абсолютной тишине. Но только 2 родителя соблюдают режим дня в праздничные дни.

4. Определить круг вопросов интересующих родителей по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка:

34,9% родителей интересуются наличием двигательного опыта

детей;

26% родителей интересуются процессом организации

физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду;

13% родителей интересуются здоровьем детей;

21,7% родителей хотели бы получить информацию об

особенностях организации закаливающих процедур в условиях семьи;

30,4% родителей проявляют интерес и желание участвовать

в планировании физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада.

5. Определить возможность родителей транслировать и обогащать опыт физического воспитания детей:

52.1 % родителей не имеют опыта оздоровления и системы

физического воспитания ребенка дома;

17.3% родителей имеют определенный опыт физической

реабилитации организма ребенка после перенесенных заболеваний ребенком;

8,6% родителей имеют определенный опыт укрепления здоровья и

физического воспитания ребенка, и проявляют желания им делиться;

4,3 % родителей предлагают свои услуги по расширению круга

общения с другими родителями.

6. Определить возрастную группу родителей, возраст:

73,9% (17 семей) имеют возраст от 30 до 40 лет;

из 23 семей – 46 родителей, 31 родитель (67,3%) имеют высшее образование.

Такая детализация позволяет педагогам определить направления своей работы по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья». Мы сосредоточили свои усилия на выявлении резерва из числа родителей, которые могли бы оказать нам помощь. В результате было установлено, что из 24 только 7 человек являются лидерами, которые имеют определенный объём знаний в области физического воспитания и готовы к сотрудничеству ради своих детей.

При проведении первого родительского собрания по специально разработанному сценарию были определены две рабочие группы родителей (объединения произошли по месту работы и по старым связям – вместе ходили в ясли). Результатом проведения всей предыдущей работы явилось создание творческой группы, в состав которой впервые вошли родители.

В этом году мы начали практиковать совместную разработку проекта при равноправном и партнерском участии родителей по сохранению и укреплению здоровья на тему «Сохраним здоровье вместе!» в рамках экспериментальной площадки.

Технология организации этих мероприятий предполагает наряду с решением актуальнейших вопросов по здоровью детей «Здоровая стопа», «Ровные спинки», «Сам себе массажист», «Зоркие глазки», «Веселые игры», «Здоровое питания» проведение мастер-классов по обмену опытом как педагогов, специалистов ДОУ так и родителей.

Включение в эту работу именно опыта родителей является чрезвычайно важным, потому что именно он более доступен пониманию большинства родителей и они могут сразу же включить его в арсенал средств работы с ребенком. Для того чтобы бесценный опыт родителей сохранялся и мог использоваться другими нами будет создана «книга здоровья» с целью обмена опытом как сохраняют здоровья в семье в условиях Крайнего севера.

Организация на абонементной основе регулярных посещений родителей с детьми в выходные дни соревнований различного уровня в нашем северном городе (хоккей, фигурное катание, плавание) в «Ледовом дворце», СОК «Геолог» и др.) обеспечит поддержание интереса всей семьи к физической культуре и спорту. С целью мотивации родителей на ЗОЖ и стимулирования их на систематические занятий физической культурой с ребенком запланировано посещения уроков физкультуры в начальной школе. При этом содержание для уроков отобрано таким образом, что родители смогут реализовать его в условиях семьи. Тема уроков - прыжки через нарты, на прогулках с детьми – прыжки через санки.

Интерес представляют и встречи родителей с детьми и педагогов с известными спортсменами нашего округа. Надеемся, что эти встречи будут способствовать появлению у родителей интереса к раннему приобщению детей к спорту.

Мы считаем, что в настоящее время доступной формой, которая может использоваться как в детском саду, так и семье является разработка новых технологий, связанных с полноценным сном ребенка. Надеемся, что социальное партнерство семьи и детского сада будет новым резервом формирования у детей основ физической культуры и культуры здоровья!

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

План работы с родителями на учебный год План работы с родителями детского корпуса № 4 ГДОУ ДС  «ДОГ «Малыш»    на 2011-2012 уч. год. Оформление.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера
Опубликовано: 13 марта 2013 в 13:10
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...