Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера

Людмила Гайдамака
Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера

Вопросам взаимодействия детского сада и семьи в отечественной педагогике уделялось значительное внимание. Но даже при поверхностном анализе существующих методик взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в них становится заметным их одно общее качество – стремление подчинить семью детскому саду.

Логику сторонников данного подхода можно представить следующим образом: семья является очень важным образовательным институтом, и благодаря направленному воздействию со стороны детского сада она приобретет ряд новых позитивных качеств. В некоторых рекомендациях можно даже встретить выражение «воспитание родителей». Данное направление взаимодействия является в корне неверным. На данной точке зрения уже давно настаивают ведущие научные сотрудники ФГАУ «ФИРО» а мы впервые попытались внедрить в педагогическую практику детского сада.

Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья, несмотря на общность целей в них различно буквально все – причины возникновения и пути развития. Поэтому в большинстве случаев традиционные методы организации работы с родителями остаются неэффективными.

Методическое сопровождение работы детского сада и семьи начиналось у нас с организации детско-родительского клуба выходного дня «Огонек». Темы ежемесячных встреч инициировали сами родители и были в основном направлены на развитие духовно-нравственных и познавательно-интеллектуальных качеств личности ребенка.

Проблема сохранения и укрепления здоровья по актуальности занимала последнюю позицию и была не востребована родителями.

Мы почувствовали, что запрос родителя не всегда отвечает действительной актуальности сохранения здоровья в условиях особой климатической зоны Крайнего севера. И это явилось для нас сигналом перестройки нашего взаимодействия с родителями, убедило нас в необходимости оказания помощи родителям в формировании их социального заказа детскому саду.

В связи с этим нами была определена тема инновационной деятельности «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой».

Для реализации цели информационно-аналитического исследования была разработана комплексная анкета для родителей детей 3-4 лет.

Анализ анкетирования позволил выделить три группы родителей -

Родители - лидеры, которые имеют определенный объем знаний в области физического воспитания ребенка, согласны принимать активное участие в образовательном процессе детского сада физкультурно-оздоровительной направленности, имеют желания к созданию атмосферы сотрудничества с педагогами, 21,8% (5 семей);

Родители - исполнители, которые согласны принимать участие в физическом воспитании ребенка, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада при условии наличия положительной для них мотивации, 52,2% (12 семей);

Родители - пассивные наблюдатели, которые не проявляют интерес к организации физического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, не стремятся повысить уровень знаний этого вопроса, 26% (6 семей).

Вместе с тем, экспериментальная группа смогла:

1. Определить источники информации родителей (законных

представителей) по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей:

62,2 % родителей получают информацию о формировании

у ребенка основ здорового образа жизни от родителей и друзей, они же используют средства массовой информации (ТВ, интернет, журналы, педагогическая литература);

52.2% родителей прибегают к помощи педагогов

дошкольного учреждения

78,2% - у 18 семей имеется жизненный опыт, который,

как выяснилось при беседе с родителями, оказался недостаточным, что бы оказать квалифицированную помощь своему ребенку по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей.

2. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье:

91,3% семей установлен режим дня;

60,8% родителей установлено спортивное оборудование;

34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие

мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;

47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке

на свежем воздухе;

72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле

видео передачи ребенку более 2-х часов;

3. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье:

91,3% семей установлен режим дня;

60,8% родителей установлено спортивное оборудование;

34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие

мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;

47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке

на свежем воздухе;

72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле

видео передачи ребенку более 2-х часов;

73,9% родителей считает причиной заболеваемости ребенка –

контакт с больными детьми.

86,9 (20) родителей встречались с понятием «Физическая

культура», «Физическое и психологическое здоровье», но они не могут объяснить его точное значение;

17,3% родителей (4) знают и используют дома с детьми физические

упражнения и подвижные игры для детей 4 -го года жизни.

52,1% (12) родителей укладывают детей спать примерно в одно и

то же время, прочитав сказку, в абсолютной тишине. Но только 2 родителя соблюдают режим дня в праздничные дни.

4. Определить круг вопросов интересующих родителей по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка:

34,9% родителей интересуются наличием двигательного опыта

детей;

26% родителей интересуются процессом организации

физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду;

13% родителей интересуются здоровьем детей;

21,7% родителей хотели бы получить информацию об

особенностях организации закаливающих процедур в условиях семьи;

30,4% родителей проявляют интерес и желание участвовать

в планировании физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада.

5. Определить возможность родителей транслировать и обогащать опыт физического воспитания детей:

52.1 % родителей не имеют опыта оздоровления и системы

физического воспитания ребенка дома;

17.3% родителей имеют определенный опыт физической

реабилитации организма ребенка после перенесенных заболеваний ребенком;

8,6% родителей имеют определенный опыт укрепления здоровья и

физического воспитания ребенка, и проявляют желания им делиться;

4,3 % родителей предлагают свои услуги по расширению круга

общения с другими родителями.

6. Определить возрастную группу родителей, возраст:

73,9% (17 семей) имеют возраст от 30 до 40 лет;

из 23 семей – 46 родителей, 31 родитель (67,3%) имеют высшее образование.

Такая детализация позволяет педагогам определить направления своей работы по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья». Мы сосредоточили свои усилия на выявлении резерва из числа родителей, которые могли бы оказать нам помощь. В результате было установлено, что из 24 только 7 человек являются лидерами, которые имеют определенный объём знаний в области физического воспитания и готовы к сотрудничеству ради своих детей.

При проведении первого родительского собрания по специально разработанному сценарию были определены две рабочие группы родителей (объединения произошли по месту работы и по старым связям – вместе ходили в ясли). Результатом проведения всей предыдущей работы явилось создание творческой группы, в состав которой впервые вошли родители.

В этом году мы начали практиковать совместную разработку проекта при равноправном и партнерском участии родителей по сохранению и укреплению здоровья на тему «Сохраним здоровье вместе!» в рамках экспериментальной площадки.

Технология организации этих мероприятий предполагает наряду с решением актуальнейших вопросов по здоровью детей «Здоровая стопа», «Ровные спинки», «Сам себе массажист», «Зоркие глазки», «Веселые игры», «Здоровое питания» проведение мастер-классов по обмену опытом как педагогов, специалистов ДОУ так и родителей.

Включение в эту работу именно опыта родителей является чрезвычайно важным, потому что именно он более доступен пониманию большинства родителей и они могут сразу же включить его в арсенал средств работы с ребенком. Для того чтобы бесценный опыт родителей сохранялся и мог использоваться другими нами будет создана «книга здоровья» с целью обмена опытом как сохраняют здоровья в семье в условиях Крайнего севера.

Организация на абонементной основе регулярных посещений родителей с детьми в выходные дни соревнований различного уровня в нашем северном городе (хоккей, фигурное катание, плавание) в «Ледовом дворце», СОК «Геолог» и др.) обеспечит поддержание интереса всей семьи к физической культуре и спорту. С целью мотивации родителей на ЗОЖ и стимулирования их на систематические занятий физической культурой с ребенком запланировано посещения уроков физкультуры в начальной школе. При этом содержание для уроков отобрано таким образом, что родители смогут реализовать его в условиях семьи. Тема уроков - прыжки через нарты, на прогулках с детьми – прыжки через санки.

Интерес представляют и встречи родителей с детьми и педагогов с известными спортсменами нашего округа. Надеемся, что эти встречи будут способствовать появлению у родителей интереса к раннему приобщению детей к спорту.

Мы считаем, что в настоящее время доступной формой, которая может использоваться как в детском саду, так и семье является разработка новых технологий, связанных с полноценным сном ребенка. Надеемся, что социальное партнерство семьи и детского сада будет новым резервом формирования у детей основ физической культуры и культуры здоровья!

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

План работы с родителями на учебный год План работы с родителями детского корпуса № 4 ГДОУ ДС  «ДОГ «Малыш»    на 2011-2012 уч. год. Оформление.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера
Опубликовано: 13 марта 2013 в 13:10
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...