«Организация и оборудование процесса музыкального воспитания в детском саду»

Наталья Милаева
«Организация и оборудование процесса музыкального воспитания в детском саду»

Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащает деятельность детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и на улице- песня может звучать в любой подходящей ситуации.

Велика роль музыки в воспитании у ребёнка правильного отношения к доступным его пониманию явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, прогулках, в ходе бесед воспитателя. При этом охватывается достаточно широкий круг понятий, начиная от ближайшего окружения-достопримечательностей родного города, села до понятия –Родина.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность.

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, танце.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста и развитие их способностей реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагогом из разнообразной деятельности.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга. Одни из этих форм организуются регулярно, например музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, другие — эпизодически. Организует и направляет всю работу по музыкальному воспитанию педагогический коллектив — заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.

Однако организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Если на занятиях применяется коллективная форма, то самостоятельная деятельность возникает по инициативе одного или нескольких ребят и продолжается по мере сохранения интереса, а также смены режимных моментов. На занятиях ставится задача научить ребёнка усваивать в определенной последовательности способы восприятия, исполнительства, развить его музыкальные и творческие способности. Задача самостоятельной деятельности-выявить детские интересы, мотивы их возникновения, удовлетворить их запросы. Задача организации праздников и развлечений-обогатить переживаниями, приобщить к современности, создать запас ярких впечатлений.

Музыкальные занятия должны отвечать общим педагогическим требованиям. Как и на других занятиях, здесь проводится большая воспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое отношение к усвоенному материалу. Педагог должен чётко организовать учебный процесс, умело переключая детское внимание на восприятие последующего произведения или деятельности.

Построение занятия должно отвечать следующим требованиям:

1) Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей;

2) Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в

3) процессе приобретения навыков, знаний;

___ 1- (3, стр. 33,42).

4) Обеспечивать связь и последовательность видов деятельности;

5) Быть вариативным и соответствовать возрастным возможностям детей, учебным заданиям.

Ещё одно педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования:

- это предметно-пространственная среда.

Оборудование зала

В детском саду музыкальные занятия проводятся зала в зале или групповой комнате.

Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей и т. д. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.

Для пианино следует выбрать такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.

Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий, то здесь находится и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, обручи и т. д. Это оборудование можно использовать и во время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая литература хранятся в секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.

Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. Пол в зале лучше всего застелить ковром, чтобы во время движений дети не поскользнулись.

На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви.

___ 2- (3 стр. 79)

Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности детей

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склон-ности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки - отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках3.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон с дисками с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт». В последнее время широко используются педагогами устройства с флеш-картами.

Пособия и музыкально-дидактические игры

Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения

мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к

___ 3- (3,стр. 29)

музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

___ 5- (6 ,стр. 230)

6- (1,стр. 250)

Устанавливается 2 типа музыкальных игрушек: неозвученные (лишь изображающие музыкальные инструменты)и озвученные. Назначение первых-создавать игровую ситуацию, при которой дети,фантазируя и напевая,представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

Вторые подразделяются на 4 типа:

1)игрушки-инструменты со звуком нефиксированной высоты- погре-мушки, кастаньеты, бубны, барабан.

2)игрушки-инструменты, построенные на одном звуке- свирели, дудки, рожки.

3)игрушки с фиксированной мелодией-органчики, музыкальные шка-тулки.

4)игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом-металлофоны, пианино, рояли, флейты, баяны, цитры, домбры и т. д. 7

Игра на инструментах, применение музыкальных игрушек является доступной деятельностью для детей в различных условиях- как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной игре, возникшей по собственной инициативе.

Значение музыкальных занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребёнка, формируется его эстетическое отношение к окружающему,искусству посредством применения и чередования пения, ритмики, слушания музыки.

На занятиях формируются положительные качества как отдельной личности,так и коллектива в целом. Следовательно, музыкальные занятия можно считать необходимым компонентом подготовки ребят к школе. 8

___

7-(1,стр. 173)

8-(1,стр. 9)

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогощающие дошкольников новыми представлениями.

Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

___ 9 –(2,стр. 39)

Список используемой литературы:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ. /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. М.: «Просвещение»,1982 г. ,271 с.

2. Музыкальное развитие ребёнка. Н. А. Ветлугина. М. «Просвещение», 1967г. 413 с.

3. Музыкальное воспитание в детском саду. Ветлугина. М. «Просвещение»,

1981г. ,240с.

4. Музыкальные занятия с малышами. В. А. Петрова. -М.: Просвещение,1993.-191с.

5. Игрушки и пособия для детского сада. Сост. Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1982. - 175с.

6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Сост. Л. В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.

7. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда. С. Л. Новоселова. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. – 254с.

Публикации по теме:

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка Актуальность выбранной темы не случайна. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности.

Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов (знакомство с музыкальными инструментами) Данное учебно- методическое пособие разработано для музыкальных руководителей. Данное пособие можно использовать как на музыкальных занятиях,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
«Организация и оборудование процесса музыкального воспитания в детском саду»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 14:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...