МААМ-картинки

Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников

Лариса Вязанкина
Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников

Образовательная ситуация – это специально спроектированный, организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога, основная форма реализации образовательных задач : освоения содержания. способов познания и применение их в других видах деятельности; развивающих (личностное, интеллектуальное, эмоциональное развитие, развитие психических процессов, воспитательных (становление и развитие детских интересов, творческих проявлений, поведенческих и коммуникативных умений, умений действовать и выражать мысли сообразно ситуации и обстановке.

Публикация «Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время образовательная ситуация признана основной единицей образовательного процесса. В режиме дня дошкольника ей отводится время, предназначенное для непосредственно организованной образовательной деятельности. Кроме этого, ОС реализуется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей в специально отведённое время.

Задачи, которые предлагается решить в процессе реализации образовательной ситуации и основные практические и мыслительные виды деятельности могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр и игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, приёмов развития творческого воображения, практических продуктивных видов деятельности и т. д.

При этом надлежит обязательно учитывать методику и логику конкретной ОС в реализации этапа комплексно-тематического планирования образовательного процесса, зависимость с предшествующей деятельностью детей и перспективой.

Элементы познавательно-исследовательской деятельности детей желательно включать в каждую ОС: предоставить детям возможность участвовать в выдвижении проблемы (что проверить, что узнать, предположить результат и т. д.). Необходимо сопровождать поисковую деятельность детей эмоционально и практически (риторические вопросы, аналогии, ассоциации, сомнения, наведение на правильный ход рассуждения, используя для этого загадку, поговорку, отрывок из литературного текста и пр.)

ОС свойственно наличие развивающегося по ходу ситуации сюжета, интересного и доступного для детей или одновременно 2-3 сюжетных линий. Это создаёт дополнительные условия для оптимизации образовательного процесса. Линии сюжета основаны на жизненном опыте, реальных потребностях детей. В сюжет включены методы и приёмы, способствующие мотивации деятельности, социально-личностному развитию, художественно-эстетическому, трудовому, познавательно-речевому развитию ребёнка.

Сюжет ОС соответствует и взаимодействует с изучаемой в данный момент комплексной темой. Как правило интегративен. В логике развития сюжета всегда создаются условия для мотивации детской активности, проявлений самостоятельности, оригинальности, предоставление возможности детям высказываться по поводу развития сюжета: внести изменения, свою линию развития.

Обязательно включение в ОС элементов нового содержания, новых методических приёмов, направленных на овладение детьми универсальными учебными умениями: действовать по правилу и объяснению воспитателя, алгоритму, показу. С этой же целью используются схемы, планы, знаки, разные виды наглядности, способствующие овладению новыми способами познания и самоорганизации.

Возможны разные варианты конструирования ОС – на основе художественной или дидактической картины, просмотренного спектакля, литературных повествовательных и стихотворных текстов, пословиц, мудрых мыслей и т. д. За основу берётся сюжет предложенный художником картины, идея содержания литературного произведения, которая развивается согласно образовательной цели и задачам.

В свою очередь ОС - одна из составляющих структурных частей проекта как наиболее крупной единицы образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование включает: исследовательские ситуации, развивающие ситуации, развивающие ситуации, образовательные ситуации, проекты (детско-взрослые, совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность в аспекте изучаемой темы.

Образовательная ситуация заменяет традиционные занятия, что соответствует современным требованиям к дошкольному образованию и является средством становления и развития субъектной позиции ребёнка по отношению к собственной деятельности. Преимущества ОС состоят в том что, имеется возможность переконструировать процесс реализации содержания, гибкий сценарий, изменить методы и приёмы воздействия на детей в зависимости от реальных текущих проявлений детей.

Предлагаю для примера рассмотреть план образовательной ситуации в аспекте социокультурного воспитания детей. Данная ОС для старших дошкольников. Может быть организована в рамках темы комплексно-тематического планирования «Космос»

ОС: «Мой знак зодиака».

Задачи:

1. Формировать представления детей о знаках зодиака.

2. Развивать стиль партнёрских и ровеснических отношений.

Сюжет – завязка:

Демонстрация карты звёздного неба. Предложение отправиться в страну Зодиакалию.

Развитие сюжета: «Сильный космический вихрь разметал всех жителей страны Зодиакалии и теперь на небе не видно ни одного знака зодиака. Чем мы им можем помочь? (ответы детей)

Мы решили, что надо лететь в космос. На чём полетим?.

Далее можно предложить построить космические корабли (детям предлагается строитель) Дети строят, дают названия своим кораблям.

«Подготовка к запуску космических кораблей закончена. Пристегнуть ремни, запустить двигатели! …

В небе звёзды ярко светят

И ракету нашу ждут.

К дальним сказочным созвездиям

Наш космический маршрут.

Мы прибыли к месту назначения. Для чего мы с вами сюда прилетели? Как мы с вами можем помочь жителям Зодиакалии? Какие знаки зодиака пропали?

Какие знаки зодиака вы знаете? А какой ваш знак зодиака?

Какие стихи или загадки о космосе вы бы хотели предложить жителям страны Зодиакалии?

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас.

Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля

Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

И девятая планета под названием – Плутон.

А. Хайт.

Загадки:

Ночью светит вам она, бледнолицая (луна)

Светит весело в оконце, ну конечно это, (солнце)

Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно», потому что мать – луна, а дочурки (звёзды)

Что могло бы быть, если бы мы не поспешили на помощь жителям сказочной страны Зодиакалии? …

Пример другой ОС «Гость на пороге – радость в дом»

Задачи:

Формировать представление о правилах гостеприимства;

Развивать умение общаться.

Активизировать речь (расширение словарного запаса, развитие связной речи)

Сюжет-завязка: беседа «Любите ли вы ходить в гости?»

Развитие сюжета: Чтение сказки Чуковского «Муха-цокотуха». Обсуждение прочитанного. Как готовилась принять гостей муха-цокотуха? Как она их приглашала? …

Далее воспитатель предлагает разыграть 2 ситуации принять гостей и самим отправиться в гости. Походу ситуации детям предлагается усвоить правила поведения в гостях, приёмы этикета.

Чтение пословиц и поговорок о гостеприимстве; игра «Кто больше назовёт вежливых слов?»

Данные примеры ОС свидетельствуют о наличии в их содержании направленности на комплексное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Использование доступных ребё нку результативных средств: эвристическая беседа. мини-ситуации, показ и объяснения, вопросы, создание условий для положительного эмоционального настроя.

Публикации по теме:

Конспект игровых образовательных ситуаций «Гномы в гостях у Белоснежки» Программное содержание: учить обещать предметы по назначению, дать понятие мебель. Закреплять знание детей о дереве и предметов из дерева;.

Конспект игровых образовательных ситуаций в подготовительной к школе группе «В мире простых камней» Цель: Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности.

Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании Содержание: Глава 1. Введение. 1.1. Актуальность. 1.2. Задачи использования образовательных технологий. Глава 2. Основная часть. 2.1. Что.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Организация и проведение Дня матери 2016Организация и проведение Дня матери 2016 Сегодня расскажу вам о том, как мы подготовились и провели День матери в нашем дошкольном учреждении. В нашем детском саду прошли тематические.

Организация образовательной деятельности в форме игровых ситуаций с детьми средней группы «Одуванчик» Задачи приоритетной образовательной области: Познавательная. Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.

Перспективное планирование игровых образовательных ситуаций по разделу «Познание предметного и социального мира» месяц неделя Тема ИОС Программное содержание Литература сентябрь 3 Осень золотая Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний периодОрганизация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период ель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 18:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД