Лучший педагог года

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ

Инна Каплина
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ

«Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ»

(Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" №13 п. Радищев)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям : неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно по-заботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи.

Публикация «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» размещена в разделах

В различных городах, больших населенных пунктах появляются детские сады, и спе-циализированные группы для детей с нарушениями речи которые являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Но еще существуют такие отдаленные сельские ДОУ, где большая часть детей с нарушениями речи оказывается неохваченной специальной логопедической помощью – воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети по различным социально-психологическим, материально-экономическим и другим причинам просто не могут получить коррекционно-логопедическую помощь, в которой они нуждаются.

В связи с вышеуказанным, тему моей работы следует признать достаточно актуальной, так как она осветит проблему коррекции речевых нарушении у детей в сельском ДОУ в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждении (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов XX века.

Для того чтоб рассмотреть особенности организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи в условиях сельского ДОУ обнаруживается недостаток публикации, особенно по новым требованиям ФГОС ДО, в которых были бы показаны возможности коррекционно-логопедической работы воспитателя без специалиста-логопеда.

В тех случаях, когда сельское ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Фактически проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми. Главной целью должно стать создание воспитательной среды, которая способствовала бы раскрытию речевых возможностей детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а возможно и своевременному преодолению. Для её достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

Первая из них – коллектив – он должен отличаться стабильностью и работоспособностью, высокой квалификацией и коммуникабельностью.

Вторая задача – диагностическая – состоит в раннем распознавании и наблюдении, контроле над состоянием речи детей.

Третья задача – профилактическая – помощь детям в нормальном речевом развитии.

Четвертая – коррекционная – задача состоит в своевременном полном или частичном сглаживании имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Все эти задачи можно реализовать двумя способами. Первый заключается в том, что эти задачи включаются в образовательную программу ДОУ. Второй способ состоит в сложе-нии целей общеразвивающей и коррекционно-речевой работы на уровне организации педагогического процесса.

Таким образом, если сельское ДОУ или отдельный воспитатель решили начать работу в этом направлении, то диагностический блок является первичным. Поэтому для выяснения нарушении речи у детей можно воспользоваться такими методами диагностики, как:

- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

- изучение истории его раннего, общего речевого развития и условии семейного воспитания;

- беседы с родителями.

После диагностики я спланировала свою работу с учетом требований, как программы и требованиям ФГОС, так и речевых возможностей детей и их продвижения в основании коррекционной работы, в соответствии с характером речевого нарушения.

Коррекционная работа осуществлялась мною на занятиях по развитию речи, которые являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи.

Основные задачи, которые решались на занятиях, можно сформулировать следующим образом:

1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлении ребенка, формированию обобщающих понятии, практических навыков словообразования и словоизменения, употребления простых распространенных предложений и некоторых видов фраз.

2. Формирования правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования разных типов предложений у детей вырабатываются умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Занятия включали разнообразные игровые и дидактические упражнения. Программный материал предлагался поэтапно с постепенным усложнением с учетом ближайшей зоны развития, как всей группы детей, так и каждого ребенка.

Занятия, направленные на знакомство со звуками включали в себя:

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковую гимнастику;

- постановку правильного звукопроизношения;

- закрепление достигнутых навыков.

Также в своей работе основной акцент я делала на развитие первоначальных навыков монологической речи на основе запаса пассивных и активных речевых средств, улучшенного слухового восприятия.

Занятия, направленные на составление описательного рассказа включали в себя:

- рассматривание картины;

- уточнение понимания отдельных слов;

- беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки.

- составление рассказа.

Большое место в моей работе также занимал пересказ коротких текстов. Занятия по обучению пересказу проводились подгруппой. Для мотивации и создания интереса, активизации мыслей у детей использовался фланелеграф, магнитная доска, мультимедийный проектор. Возможен вариант – пересказ «по цепочке», также драматизация фрагментов рассказа.

Этап коррекции звукопроизношения включал в себя:

- произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;

- произношение слогов, в которых звук находится в различной позиции – в начале, середине, конце слов, со стечением согласных;

- произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;

- отработку речевых навыков в ходе коррекционных игр.

В это же время практиковалось:

- отстукивание мячом слоговых и логических ударений;

- выполнение танцевальных движений.

Дополнительно я применяла упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

- сбор картинок пазлов;

- игра с конструктором;

- игры с игрушками-тренажерами: матрешки, резиновые ежики и прочие игры;

- построение цветовой композиции с помощью мозаики.

Так, в процессе развития мелкой моторики, дети обсуждали способы сборки фигур, картинок. Это также служило определению своего способа занятий на данном этапе.

Детям предлагалась работа в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Большую роль в коррекции нарушении речи у детей играю родители. Следует указать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит коррекционная работа, подчеркнуть полезность разумных требовании к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду. Поэтому в работе мною использовались разнообразные формы: родительские собрания, просмотры занятий, консультации, семинары-практикумы.

Помимо занятий в детском саду каждому из детей я предлагала записать задания на дом в специальных тетрадях. Использовала разнообразные пособия, тетради-раскраски, в которых собраны материалы по развитию ребенка, подготовке его к школе, а также обычные раскраски.

Для того чтобы не обременять родителей и не перегружать ребенка домашним заданием, я подходила к выполнению заданий дифференцированно - задавала раскрасить лишь часть рисунка каждому из детей или выполнить совместно с ребенком определенные задания в логопедических тетрадях.

Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению нарушений, звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Проанализировав результаты своей деятельности, я сделала следующие выводы: зву-копроизношение детей начинает соответствовать возрастной норме, связанные речевые вы-сказывания детей имеют четкость, последовательность изложения, словарный запас детей обогащается. У детей формируются коммуникативно-речевые навыки, что способствует их общительности, инициативности и уверенности в себе.

С уверенностью можно сказать, что в населенных пунктах, где детские сады не имеют возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Поэтому вся коррекционная работа с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, ложится на воспитателей и может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми.

Литература:

1. Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М., 1996.

2. Гаркуша Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1995.

4. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соцполит. журнал, 1994.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. М., 2003.

6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушении у дошкольников. - С-Пб. : Изд. Дом «Литера», 2003.

7. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи // Воспитатель. №*, 2008.

8. Ткаченко. Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1997.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в различных видах деятельности ребенка-дошкольника Волкова Арина Владимировна Воспитатель детского сада №1 «Семицветик» г. Тамбов Тема: Формирование математических представлений в различных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах детской деятельности Жизнь.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование.

Организация двигательной активности детей в малоподвижных видах образовательной деятельности в ДОУ Организация двигательной активности детей в малоподвижных видах образовательной деятельности. Среди множества факторов, оказывающих влияние.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста РафиковаНурияХамзяевна.

Отчет по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста» В 2015-2016учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма,.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ
Опубликовано: 7 января 2017 в 11:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД