Организация методической работы с педагогами по развитию игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр

Жанна Барова
Организация методической работы с педагогами по развитию игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр

«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

С. А. Шмаков.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. «общественный»). Для социализации дошкольника особое значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

А. Н. Леонтьев писал, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка. Педагоги, работающие в сфере дошкольного образования, знают о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Однако эти знания по разным причинам чаше всего остаются на уровне теоретических рассуждений, а на практике получается, что игра не занимает ведущие позиции среди различных занятий и других видов детской деятельности.

Сюжетно-ролевые игры детей формируются под влиянием правильной организации воспитателем. Знания и умения по руководству игровой дея-тельностью дошкольников воспитатели получают при целенаправленной методической работе старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Таким образом, одной из актуальных, проблемных и неотложных задач в работе многих дошкольных учреждений и нашего детского сада является развитие игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр.

Для того чтобы сделать определенные выводы о состоянии игровой деятельности в МБДОУ и планировать методическую работу по данной проблеме, я изучила и проанализировала одно из основных направлений дея-тельности педагогов по развития сюжетно-ролевой игры: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр.

Анализируя создание условий в МБДОУ для развития сюжетно-ролевых игр педагогами я руководствовалась ФГТ к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и общие принципы организации предметно- игровой среды для детей в дошкольном учреждении, к кото-рым относятся:

• наличие пространства и места для игровой деятельности;

• наличие времени, отведенного для игр в режиме дня;

• зонирование и динамичность предметно – игровой среды;

• учет гендерной специфики детей при организации игровой среды (полоролевой подход);

• учет возрастных особенностей;

• обеспечение безопасности среды; подбор необходимых атрибутов, игр и игрушек при организации предметно- игровой среды.

Проведенный мною анализ создания условий для развития сюжетно-ролевой игры в МБДОУ позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и недостатках работы педагогов в данном направлении:

• Прежде всего, нерационально используется время, отведенное для игр – слишком затягивается завтрак, одевание или умывание в группах детей до 3 лет. В других группах тоже сокращается время на игры: в первую половину дня; воспитатели мало внимания уделяют играм на прогулках; во вторую половину дня в группах старшего дошкольного возраста игры часто заменяют непосредственно образовательной деятельностью и используют для чтения сказок, рисования, для разучивания стихов и т. д. Между занятиями дети не играют, а сидят и ждут, когда воспитатель подготовится к следующему занятию.

• В группах старшего дошкольного возраста нет свободного пространства для игровой деятельности, т. к. интерьер группы больше напоминает класс из-за расположения столов и стульев. Также заполняет пространство крупная игровая мебель и традиционные уголки: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская».

• Отсутствие крупного строительного материала и крупногабаритных мягких модулей делает игры детей скучными и однообразными.

• В большинстве групп игровые уголки укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Воспитатели не учитывали того, что образные игрушки нужно постепенно вносить в соответствии с углублением знаний, какие-то можно на время убирать, а за-тем возвращать. Непродуманный подбор игрушек способствует тема-тическому однообразию игр, во время которых должны ставиться и решаться интересные игровые задачи.

С учетом выявленных недостатков были определены перспективы работы поданной проблеме, рассчитанные на три учебных года.

Мною составлен план методической работы с педагогами по развитию игры в МБДОУ на 2012-2013 учебный год.

На первом этапе работы по данному направлению, в 2012 -2013 уч. году было запланировано изучить следующие вопросы: игровую технологию Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, Н. Ф. Комаровой, Н. Т. Гринявичене, А. Д. Са-ар; методику руководства сюжетно-ролевыми играми детей с учетом возрастных особенностей дошкольников; создание условий для сюжетно-ролевых игр

С целью изучения теоретических основ игровой технологии Е. В. Зво-рыгиной, С. Л. Новоселовой, был проведен семинар для педагогов МБДОУ на тему: «Взаимосвязь социально-личностного развития ребенка дошкольника с выбором игровой технологии в образовательной деятельности МБДОУ». На семинаре были рассмотрены различные подходы к руководству детской игрой. Для конкретизации знаний воспитателей игровые технологии были представлены схематично и в виде таблиц. Были сделаны выводы о том, что смешивание игровых технологий не даст положительного результата в формировании сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Для молодых специалистов был проведен практический показ приемов руководства игрой непосредственно в их группе, учитывая те трудности, которые испытывал данный воспитатель. Например, в подготовительной группе воспитатель затруднялся в руководстве взаимоотношениями детей в процессе игр. Здесь были показаны приемы, способствующие установлению дружеских отношений между детьми в сюжетно-ролевой игре. Чтобы обратить внимание воспитателя на наиболее важные моменты игры и руководства ею, было предложено составлять краткую памятку.

Каждый показ завершался беседой с воспитателем: заметил ли он удач-ный прием, уловил ли особенность руководства игрой с учетом возраста детей? Какой бы он избрал прием в подходе к детям в данной ситуации? И самое главное — совместно анализировали работу с детьми.

За тем провели смотр-конкурс по созданию условий для сюжетно –ролевых игр детей. Результаты радовали: воспитатели в соответствии с возрастом детей создавали условия для игр, внося много выдумки и творчества. Были оснащены игровые уголки атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, наряду с образными игрушками был представлен обобщенный игровой материал: появились предметы-заместители, крупный и мелкий игровой материал; внесли разнообразие в реализации замысла сюжетов игр дошкольников (3-7 лет) съемные панно-картинки. Воспитатели педагогически целесообразно разместили игрушки и эстетично оформили игровые пособия.

Найти правильные формы работы с воспитателями помогли регулярные наблюдения всего педагогического процесса. Так, в группах 1,5-3 лет проведено наблюдение, как воспитатель учит детей воспроизводить действия с предметами, а в группах 5-6 лет — какие приемы использует воспитатель по организации игры, умеет ли включаться в игру с целью развития сюжета, каким образом создает проблемную ситуацию, разрешает конфликты и обучает детей правильным взаимоотношениям.

Главной задачей в организации методической работы по проблеме раз-вития сюжетно-ролевой игры являлось обучение воспитателей приемам руководства игрой. Важно умение самостоятельно анализировать игровую деятельность. Поэтому в беседе после просмотра предлагалось педагогу дать анализ содержания игры, поведения играющего коллектива и отдельных детей, отметить, что ему удалось, а какие приемы он считает неудачными.

Проблемы игры обсудили на педсовете: «Игра – ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника».

Для осознания воспитателями необходимости совершенствования ру-ководства игрой на педсовете проведена деловая игра о комплексном руководстве игрой. Особенностью деловой игры явилось имитационное моделирование и решение профессиональных ситуаций. Участвуя в игре, воспитатели разработали систему мероприятий, которые впоследствии можно применять при осуществлении руководства игрой детей. При этом участники игры совместно обсуждали различные варианты решения проблемы, выбирая, из предложенных, оптимальный. Для меня, как старшего воспитателя эта деловая игра дала информацию о том, кто из воспитателей может консультировать других педагогов по тем или иным вопросам руководства игрой. Например, кто-то предлагал интересные идеи по вопросам оформления предметно-игровой среды, кто-то разработал оригинальные игровые проблемные ситуации.

Интересный разговор состоялся о том, как разрешались конфликтные ситуации, какие приемы, направленные на объединение нескольких игровых группировок в одну, оказались наиболее эффективными. Воспитатели рассказали, как они содействуют развитию сюжета игр, воспитывают у детей положительные взаимоотношения, стремятся к тому, чтобы в группе была теплая, доброжелательная атмосфера.

Итоги работы, рассмотренные на педагогическом совете, помогли ко-ренным образом изменить состояние игровой деятельности детей в МБДОУ и прогнозировать направление деятельности педагогического коллектива на следующих этапах реализации задач развития сюжетно-ролевой игры.

Для оказания помощи молодым педагогам воспитатели-наставники по-могут начинающим в использовании теоретических знаний на практике, осуществив показ приемов квалифицированного руководства игровой дея-тельностью детей.

Мы планируем продолжать работу по совершенствованию мастерства воспитателей, ибо в этом залог успешного личностного развития каждого ребенка в процессе игровой деятельности и формирования на этой основе таких необходимых для успешного обучения в школе качеств, как самостоятельность, инициатива и активность.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем раз-нообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Публикации по теме:

Проект «Игра как праздник»Проект «Игра как праздник» Тема:Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Участники: дети, воспитатели, родители. Актуальность:.

Самоанализ работы старшего воспитателя Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) 1.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Головоломки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация методической работы с педагогами по развитию игровой деятельности дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 10 октября 2013 в 16:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Осенняя березка». Фотоотчет о лепке из пластилина в старшей логопедической группе
Во время знакомства и изучения лексической темы "Деревья" в старшей логопедической группе мы делали осеннюю березу пластилинорафией. а вечерней прогулке...
«Художница Осень». Оформление группы раннего возраста
Конечно же, мы не могли обойти стороной это прекрасное время года – осень! Это время года, когда, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Мы...
Мастер-класс по аппликации «Осенняя береза»
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, детей и родителей. Назначение: данная поделка может быть изготовлена в...
Фотоотчет прогулки с дошкольниками «Золотая осень»
Фотоотчет «Золотая осень» Честно признаться, такая насыщенная прогулка не планировалась, но детки САМИ изъявляли что-либо делать. Моя работа здесь...
Фотоотчет из цикла «Малая Россия — Солнечный 2 Тесь»
Фото отчет из цикла "Малая Россия - Солнечный 2 Тесь" Этим летом я во второй раз лечилась и отдыхала в санатории "Солнечный 2 Тесь". Мне в нем все очень...