Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»

Елена Доронина
Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», я создала в своей группе на основе мини - лаборатории кружок «ЭКОША», мини – лаборатория оснащена оборудованием и материалами для реализации цели кружка. Это дает мне возможность:

Работать с детьми малыми группами по интересам;

Использовать материалы, которые часто не используют в группе при большом количестве детей;

Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений( «испачкаешься», «прольешь», «рассыплешь» и т. д.).

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в кружковой работе проводится два раза в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшим количеством детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. За одну деятельность проводится 2 -3 эксперимента, в зависимости от сложности.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуацию выбора.

Работу начала с экскурсии по мини – лаборатории, во время которой познакомила детей с её хозяином ЭКОШОЙ, с оборудованием и правилами поведения. Экоша показал детям забавные опыты, которые заинтересовали детей. Кроме Экоши к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, домовёнок Кузя, «Капелька», приплывает Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует множество вопросов: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Дети задают вопросы Экоше, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо просит спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям, что они узнали, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Работа в мини – лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения эксперимента со звуком мы создали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала и разных круп. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемой теме.

В конце года планирую провести для родителей мастер – класс, который будут показывать дети, на основе тех опытов и экспериментов которые они для себя уже открыли. Я думаю родителям это буде очень интересно.

В результате кружковой деятельности дети все охотнее обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Большое место я уделяю работе с семьями по развитию поисково-исследовательской активности ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно- исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).

За творческие показатели дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах, от городских до Всероссийских

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.

59% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

41% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Из этого следует, что работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но.

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 11:41
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...