Папки-передвижки

«Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада». Педагогический проект

Тамара Кирлашева
«Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада». Педагогический проект

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Исполнители проекта :

• дети группы,

• родители воспитанников,

• воспитатели ДОУ,

• старший воспитатель.

Заказчик проекта : администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы по проекту : сентябрь 2013 г. – май 2015 г.

Введение

Публикация «„Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада“, Педагогический проект» размещена в разделах

Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Современные философы трактуют понятия «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развития их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Актуальность

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС, исполнение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Моя методическая тема: «Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада».

На сегодняшний день передо мной встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей ясельной группы, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большой степени были связаны с организацией на ребенка как объект педагогического воздействия.

Сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие ребенка.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов его осуществления и взаимодействия с окружающим. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи.

Поэтому стараюсь создать в группе яркую развивающую среду, которая бы привлекала внимание детей и наполнила разнообразным материалом с учетом возрастных особенностей. Активно использую игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю («Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Подуй на вертушку», игры с мыльными пузырями).

Важно еще то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Такая предметно-развивающая среда не останется постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимся интересами детей.

На родительском собрании совместно с родителями изучим особенности группы и составим перечень необходимого оборудования в игровых центрах. И было принято решение приобрести новую игровую мебель для группы. А также с наступлением весеннего перехода оборудовать новыми постройками участок, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли развиваться физически.

Предметно-развивающая среда – это место, где происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. И созданные условия в нашей группе и на участке, безусловно, будет влиять на полноценное физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие дошколят.

Программа

Цель: Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, художественной и театральной).

4. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.

5. Содействовать сотрудничеству детей и родителей для создания комфортной предметно-развивающей среды, как в группе, так и на участке.

Организационные условия :

1. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям ясельного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов ориентированных на более старший возраст.

2. Знание особенностей детей посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; развивать проявления «Я сам», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.

3. Все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.

4. Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и построением.

5. Размещение материалов должно быть многофункциональным, а не «витринным».

6. Каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка.

7. Учет половой дифференциации.

Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:

1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;

2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Новизна. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей среды в группе и на участке.

2. Обогащение предметно-развивающей среды.

3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.

Перспективы проекта :

1. Подтвердится гипотеза.

2. Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.

4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Бюджет:

1. Планируем приобрести развивающие игры для детей - 2 тыс. рублей.

2. Мебель – 18 тыс. рублей.

3. Строительный материал для оборудования летнего участка – силами родителей.

Этапы и пути реализации проекта

1 этап - подготовительный

1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.

Изучение специальной литературы.

Приобретение развивающих игр

2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.

Родительское собрание «Адаптация»;

Индивидуальные беседы с родителями.

2 этап – практический

1. Выработка системы воспитательно-образовательной работы по предметно-развивающей среды.

Познакомить с правилами игр: шнуровка «Машина», «Львенок»; «Цветы» (с пуговицы с пристегиванием); «Панно» (для тактильного развития); игра с застежками; на потолке «Карусель-шариков»; игры с прищепками – «Ежик», «Солнышко».

Стенд «Папа, мама, я»

Приобретение детской мебели в игровые зоны.

Оборудование летнего участка постройками.

2. Работа с родителями.

Консультация: «Какие игрушки нужны детям?»

Изготовление развивающих игр детей совместно с родителями.

3 этап – обобщающий

Определить эффективность работы по проекту 1. Проанализировать диагностические результаты.

Выступление на педсовете по результатам работы.

Родительское собрание «Предметно-развивающая среда роскошь или необходимость?»

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой). 3. Вид проекта (продолжительность). 4. Участники проекта. 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада». Педагогический проект
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 17:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД