«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»

Юлия Макарова
«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»

Актуальность.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанки отражаются на их функциях. Осанка формируется самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояние костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа-фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться, а осанке ребенка. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стопы почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы относительно слабо развиты, но играют важную роль в укреплении стопы. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам.

Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается очень редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.

В соответствии с вышеизложенным, мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработали планирование работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш».

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Цель.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Задачи.

Оздоровительные задачи.

1. Сохранят и укреплять здоровье детей.

2. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.

3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Принципы реализации.

В процессе работы по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Содержание и структура.

Физкультурно-оздоровительную группу «Крепыш» составили дети старшего дошкольного возраста. Работа группы реализуется по 5 направлениям:

1. Профилактика и коррекция нарушения осанки.

2. Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.

3. Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики.

4. Профилактика и коррекция плоскостопия.

5. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительной группе «Крепыш» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей – специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. В учебном процессе оздоровительные занятия идут в качестве кружковой.

Занятия проводятся с октября по май месяц один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдается санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.

При проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей:

– фронтальный;

групповой;

– индивидуальный.

В структуру занятий мы постарались включить различные виды деятельности:

– двигательные упражнения;

– основные виды движений;

– элементы дыхательной гимнастики;

– разнообразные виды самомассажа;

– элементы рефлексотерапии;

– оздоровительно-развивающие игры;

– упражнения на релаксацию.

Вводная часть занятия направлена на психологическую и физиологическую подготовку организма к выполнению более сложных двигательных заданий.

В вводную часть занятий мы включаем:

– упражнения и игры на ориентировку в пространстве;

– построения и перестроения;

– различные виды ходьбы;

– игры и упражнения на развитие внимания и координационных способностей;

– упражнения и задания для мелкой моторики рук;

– упражнения на формирование правильной осанки и укрепление стопы;

– музыкально-ритмические движения.

Эта часть занятия длится 7-10 минут.

В основной части занятия мы решаем комплекс следующих задач:

1. Дифференцированное обучение основным видам движений.

2. Формирование двигательных умений и навыков у детей.

3. Целенаправленное развитие физических качеств детей, их функциональных возможностей.

4. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

В самом начале мы включаем упражнения на «разогревание мышц, связок, суставов. Затем упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят два и более основных видов движений. При этом одно упражнение основное, на которое обращается особое внимание. А к основному подбираются другие ранее разученные движения.

Основная часть занятия предусматривает упражнения на «разогревание» мышц, связок, суставов упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят обучение основным видам движений через оздоровительно-развивающие игры и упражнения, которые включают ходьбу, бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание и т. д.

Особое внимание мы обращаем на создание высокой вариативности педагогических условий. Это способствует более эффективной реализации двигательной активности детей.

Вариативность условий достигается за счет новизны упражнений и оздоровительно- развивающих игр, использования нестандартного оборудования, постепенного усложнения двигательных заданий.

Основная часть занятия завершается подвижной игрой, предлагаемой для всех детей. Продолжительность основной части составляет 18-20 минут.

Заключительная част строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки, и конечно же, эмоциональная разгрузка – игровые упражнения, оздоровительно-развивающие игры малой подвижности. При этом важно сохранить жизнерадостное и уравновешенное настроение детей.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени, и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы. Этому способствует использование нестандартного оборудования.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»
Опубликовано: 4 января 2014 в 15:19
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...