«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»

Юлия Макарова
«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»

Актуальность.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанки отражаются на их функциях. Осанка формируется самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояние костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа-фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться, а осанке ребенка. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стопы почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы относительно слабо развиты, но играют важную роль в укреплении стопы. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам.

Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается очень редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.

В соответствии с вышеизложенным, мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработали планирование работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш».

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Цель.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Задачи.

Оздоровительные задачи.

1. Сохранят и укреплять здоровье детей.

2. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.

3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Принципы реализации.

В процессе работы по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Содержание и структура.

Физкультурно-оздоровительную группу «Крепыш» составили дети старшего дошкольного возраста. Работа группы реализуется по 5 направлениям:

1. Профилактика и коррекция нарушения осанки.

2. Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.

3. Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики.

4. Профилактика и коррекция плоскостопия.

5. Укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительной группе «Крепыш» проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей – специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. В учебном процессе оздоровительные занятия идут в качестве кружковой.

Занятия проводятся с октября по май месяц один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдается санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.

При проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей:

– фронтальный;

групповой;

– индивидуальный.

В структуру занятий мы постарались включить различные виды деятельности:

– двигательные упражнения;

– основные виды движений;

– элементы дыхательной гимнастики;

– разнообразные виды самомассажа;

– элементы рефлексотерапии;

– оздоровительно-развивающие игры;

– упражнения на релаксацию.

Вводная часть занятия направлена на психологическую и физиологическую подготовку организма к выполнению более сложных двигательных заданий.

В вводную часть занятий мы включаем:

– упражнения и игры на ориентировку в пространстве;

– построения и перестроения;

– различные виды ходьбы;

– игры и упражнения на развитие внимания и координационных способностей;

– упражнения и задания для мелкой моторики рук;

– упражнения на формирование правильной осанки и укрепление стопы;

– музыкально-ритмические движения.

Эта часть занятия длится 7-10 минут.

В основной части занятия мы решаем комплекс следующих задач:

1. Дифференцированное обучение основным видам движений.

2. Формирование двигательных умений и навыков у детей.

3. Целенаправленное развитие физических качеств детей, их функциональных возможностей.

4. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

В самом начале мы включаем упражнения на «разогревание мышц, связок, суставов. Затем упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят два и более основных видов движений. При этом одно упражнение основное, на которое обращается особое внимание. А к основному подбираются другие ранее разученные движения.

Основная часть занятия предусматривает упражнения на «разогревание» мышц, связок, суставов упражнения на укрепление мышечного тонуса. В комплексы мы включаем элементы дыхательной и корригирующей гимнастики, которые способствуют подвижности, гибкости позвоночника и суставов. Также в основную часть занятия входят обучение основным видам движений через оздоровительно-развивающие игры и упражнения, которые включают ходьбу, бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание и т. д.

Особое внимание мы обращаем на создание высокой вариативности педагогических условий. Это способствует более эффективной реализации двигательной активности детей.

Вариативность условий достигается за счет новизны упражнений и оздоровительно- развивающих игр, использования нестандартного оборудования, постепенного усложнения двигательных заданий.

Основная часть занятия завершается подвижной игрой, предлагаемой для всех детей. Продолжительность основной части составляет 18-20 минут.

Заключительная част строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки, и конечно же, эмоциональная разгрузка – игровые упражнения, оздоровительно-развивающие игры малой подвижности. При этом важно сохранить жизнерадостное и уравновешенное настроение детей.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени, и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы. Этому способствует использование нестандартного оборудования.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки
Автор публикации:
«Организация работы физкультурно-оздоровительной группы «Крепыш»
Опубликовано: 4 января 2014 в 15:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация Отчет МБДОУ о проведении летнего-оздоровительного периода
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующий МБДОУ ДС № 4 «Березка» Протокол № 1 ________________________________ от «31» августа 2017 г. Приказ №...
Лэпбук «Овощи»
С целью формирования представлений об овощах был изготовлен тематический лэпбук. Задачи лэпбука: формировать представления у воспитанников об овощах, их...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми первой младшей группы «Встреча на...
Тема «Встреча на лесной полянке». Цель: создать условия для развития познавательного интереса детей через знакомство с обитателями леса. Задачи:...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием лэпбука...
Образовательные области: Познание Речевое развитие Художественная литература Социально- коммуникативное развитие Методические задачи: 1. Развивать...
«День ромашки». Развлечение во второй младшей группе
[/Тема: " День ромашки" развлечение во второй младшей группе. b] Цель занятия: Ознакомление детей со цветами и развитие речи и сенсорной моторики....