Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ

Любовь Сонина
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ

Г Б О У Д П О П К (С)

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовая работа

Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ.

Выполнила:

Воспитатель Сонина Л. В. –

МБДОУ «Лямбирский датский сад №3

комбинированного вида»

Саранск, 2013

Содержание.

Ведение…. 3

1. Формирование и умение способности познавать.

1.1. Сенсорное воспитание – основа всестороннего развития ребенка….4

1.2. Роль математической игры, как метод обучения и развития математических представлений…. 6

2. Практический аспект….7

Организация работы с детьми по математическому развитию с использованием новых технологий.

2.1. Формы, методы и приемы в работе с детьми по математическому развитию….8

2.2. Модель занятия «Волшебные превращения»…10

2.3. Взаимодействие с семьей по формированию развития детского интеллекта….14

Заключение…. 15

Список использованных источников…16

Приложение….17

Введение.

В ДОУ сегодня происходят большие перемены. Это связано с принятием ФГТ документа, который определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость, чтобы обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для обучения в школе. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с сохранением и укреплением здоровья.

Новый документ ставит в основу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника. Основной результат - развитие личности ребенка через разные виды деятельности.

Воспитатель должен уметь:

- Интегрировать образовательные области;

- Отбирать наиболее результативные формы детской деятельности для решения конкретных задач;

- Педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Поэтому задачи педагога такие:

- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированными;

- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути в т. ч. средства её достижения;

- Помогать ребенку сформировать умение, оценивать себя.

Возьмем образовательную область «Познание» ФЭМП - организацию работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием новых технологий.

1.1.

Математика-это царица наук. И сейчас, когда развивается наука и техника, всеобщая компьютеризация - возрастает роль математической подготовки подрастающего поколения.

Дети должны хорошо усвоить такие математические представления и понятия как:

-счет, число, измерение, величина;

-геометрические фигуры, пространственные отношения.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – развивать личность ребенка, его умственные, духовные и физические способности.

Основой всестороннего развития ребенка – является сенсорное воспитание, оно означает развитие сенсорных процессов (0ощущений, восприятий, представлений, направлено на то, чтобы научить детей младшего дошкольного возраста точно, полно и конкретно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.

Вхождение детей и мир математических представлений начинается с раннего и дошкольного возраста. В мир математики дети вступают в младшем дошкольном возрасте. Они называют предметы, определяют их форму, цвет, сравнивают по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, овладевают моделирующей деятельностью. Фундаментом математики являются множества и операции с ними.

Психолого-педагогические исследования последних лет и опыт лучших практиков подтверждают возможность высокого уровня математического развития дошкольников. Известны основные свойства математических способностей человека:

-умение обобщать;

-гибкость мыслительных процессов;

-переход от прямого к обратному ходу мыслей.

Данные качества являются частью общего умственного развития, а эффективность развития ребенка в целом обеспечивается усвоением системы знаний. Математические знания, как никакие другие отражают закономерности окружающего мира, определяют пространственные формы и количественные отношения. Становится очевидным, что учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических действий у него накапливается логико-математический опыт ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.

Усвоение нового материала легче всего происходит через игру. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности: ребенок развивается, проявляет творческую активность.

1.2.

Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений имеют свои особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые решает ребенок.

-Задачи даются в различной форме в виде модели рисунка, т. е. разные способы передачи информации;

-В задачах использован принцип народных игр от простого к сложному ;

-В задачах все объясняется, и формируются только исполнительские черты в ребенке.

Необходимо объяснять ребенку способ и порядок решения задач, чтобы развивать тем самым логическое мышление.

Обучающие игры по математическому развитию могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Использование этих игр позволяет созданию своеобразного микроклимата для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умение находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результаты своих действий.

Каждая игра представляет возможность подумать над тем, какие новые задания добавить. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий уже предусмотрена и работа над ними будет более успешной, что содействует развитию творческих способностей.

2.

К сожалению, проблема формирования и развития математических способностей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Анализируя знания детей и их умения, в том числе и умения, применять эти знания в мыслительной деятельности, я пришла к такому выводу, что необходимо ввести новые приемы и формы работы, новые технологии для усвоения материала по развитию элементарных математических представлений.

2.1

В своей работе я использую различные обучающие и развивающие игры, так как считаю, что они развивают у детей умственные способности, формируют знания и умения, развивают логическое мышление и творческую активность детей. Это такие игры как: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Геометрическое лото», «Танграмм», «Блоки Дьенеша», игры на конструктивное мышление. Например: «Сложи квадрат», (круг) из частей, «Собери букет», «Составь фигуру», «Цветное лото», «Цепочки» и др.

Наряду с традиционными методами (наглядным, словесным) в своей я использую современные образовательные технологии:

- метод Монтессори;

- элементы ТРИЗ.

Прежде всего, это осуществляется на занятиях и закрепляется в разных видах детской деятельности. Все занятия проходят в игровой форме, т. к. в процессе игр лучше закрепляются количественные отношения (больше, меньше и т. д., умение различать и называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделаю формированию умению группировать предметы по одному, двум или трем признакам. Игры направлены на развитие логического мышления, а так же на развитие речи: использую потешки, считалки, загадки, занимательные задачи. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных средств и пособий.

Анализ работы показал, что использование обучающих и развивающих игр в системе формирования элементарных математических представлений положительно влияет на развитие математических способностей, позволяет добиваться хороших результатов по усвоению материала. В этом можно убедиться, выполнив диагностику по ФЭМП.

Работа по использованию обучающих игр проводится с детьми вне занятий, в свободной деятельности.

В группе создана полноценно развивающая среда, которая оказывает влияние на развитее математических способностей. Имеется математический уголок, который эстетически оформлен, находиться в доступном месте для детей. Также иметься разнообразный дидактический материал: «Веселый счет», «Бабушка – смекалушка», «Волшебная семерка», «Интересное число 6» и др.

Для успешного усвоения нового материала по ФЭМП мною были разработаны конспекты занятий новые игры-головоломки материал Монтессори. Применяя все это на занятиях и в свободной деятельности, я пришла к выводу, что ребенок лучше учится понимать природу, ориентироваться в ней, совершенствует координацию глаз рук ног. В играх ребенок находит свои ошибки и исправляет их.

В качестве примера предлагаю модель занятия по ФЭМП.

2.2

«Волшебные превращения»

Цель:

-Продолжать развивать математические способности детей.

Задачи:

Закрепить число 3 называть соседей числа3.

-Закрепить состав числа 5 из двух меньших.

-Определять геометрические фигуры по цвету размеру форме.

-Развивать логическое мышление творческую активность умственные способности детей.

-Воспитывать доброжелательное отношение желание кому-либо помочь.

Д/материал: цифры от 1 до 6 карточки геометрические фигуры- круги.

Р/ материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия.

-Ребята вы любите сказки? (Да).

А если ваш герой попадает в беду, вы будете ему помогать? (Да).

-Посмотрите, пожалуйста, а что это за короб? Ну-ка посмотрим, что в нем?

-Да это приехала Царевна Лягушка и просит помочь ее расколдовать. Для этого нужно выполнить задания. Поможем ребята Царевне Лягушке?

Задание 1.

-У царя было 3 сына. Какое число я назвала?

-Назовите соседей числа 3.

Назовите предыдущее и последующее число? (Дети называют).

Задание 2.(Состав числа5).

-Приказал царь связать свитер. Давайте поможем распределить правильно клубки ниток для свитера.

1)5 клубков на рукава: 4 синих, а сколько черных?

2)5 клубков на воротник: 3 зеленых, а сколько красных?

3)5 клубков для спинки: 2 фиолетовых, а сколько желтых?

4) 5 клубков на переднюю часть: 1 оранжевый, а сколько малиновых?

- Итак, делаем вывод, что число 5 состоит из двух меньших (Все выкладывается на фланелеграфе: 4+1; 3+2; 2+3; 1+4).

Задание 3

- Царь попросил украсить рушник узором, а у Царевны – Лягушки один элемент узора выпал. Необходимо найти недостающую фигуру и объяснить, почему именно эту?

Задание 4.

Необходимо определить как волшебная стрела помогает Ивану Царевичу (Работа с карточками).

-Скажите, что находится в левом верхнем углу?

-В левом верхнем углу находится кружочек красного цвета.

-А что находится в правом верхнем углу?

-Тоже кружочек такого же размера, но синего цвета.

-В середине стрелка она волшебная, с ее помощью красный кружочек превратился в синий.

-А что находится в левом нижнем углу?

- Здесь находится треугольник красного цвета, но такого, же размера.

-Как вы думаете, волшебная стрелка, в какую фигуру превратит красный треугольник?

- Волшебная стрелка превратит его в синий треугольник.

-Верно молодцы.

-А теперь найдите его и положите. (Дети выполняют задание.).

Задание5.

Царь дал Ивану Царевичу вот такую головоломку. (схемы).

а) из11 палочек выложить дом.

б) переложить одну палочку так, чтобы домик смотрел на другую сторону. (Дети выкладывают.)

-Молодцы, все задания выполнили. Царевна –Лягушка превращается в Василису Премудрую. Она очень рада, что ей помогли, дарит детям шкатулку. Шкатулка не простая, волшебная, с сюрпризом: закрыта на два замка. И они откроется, если правильно подобрать ключи. (блоки Дьенеша). а) этот ключ – синий, толстый, квадратный, длинный;

б) этот ключ – желтый, тонкий, треугольный, короткий (Дети подбирают.) Шкатулка открывается; а вот вам и сюрприз «Игра Квадрат Воскобовича».

-Молодцы, ребята, все задания выполнили: расколдовали Царевну Лягушку, помогли ей, были активными, правильно выполнили все задания.

Что дает такое занятие?

У детей развивается логическое мышление, они учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, закрепляют уже имеющиеся знания. На занятии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, используется разнообразный дидактический материал, взят интересный сюжет сочетаются наглядные, словесные и игровые методы.

Использование дидактического материала и позволяет увидеть работу своих воспитанников. На данном занятии мы не просто развиваем умение считать, определять геометрические фигуры, а учим их логически мыслить развиваем мыслительную деятельность. У детей формируются умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. В процессе математического развития идет постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

Детей необходимо учить не только распознавать на чувственном уровне величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове.

2.3

В формировании и развитии детского интеллекта большую роль нужно отнести родителям. Необходима организация обучающих игр с использованием математического материала дома. Взрослые должны заниматься развитием способностей своих ребятишек, как можно раньше, для развития способностей нужна другая методика обучения. В семье намного богаче можно сделать условия для развития малыша, его умственных способностей. Поскольку опыт и знания у детей невелики обучение в основном должно проходить так:

-Сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания

- Затем обобщаются до простейших правил.

-Малыш с помощью взрослого познает свойства и качества предметов в действиях практическим путем.

Кроме того, родители помогают детям освоить словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, название дней, недели и др. Овладение значением этих слов помогает осмыслить длительность и периодичность времени, развивает «чувство времени». Взрослый обязательно должен объяснить ошибки, которые допускает ребенок. Важно, чтобы ребенок все понял. И если родители будут помогать своим малышам в освоении математических представлений, то в школе ему будет легче:

а) быстро достать портфель, открыть его и достать все необходимые вещи;

б) находить нужные страницы учебника;

в) ориентироваться на листе бумаги;

г) уметь рисовать на листе бумаги в клетку;

д)понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;

е) уметь выражать связно свои мысли, формулировать определения, ставить вопросы.

Заключение

Организация работы с детьми по формированию и развитию математических представлений имеет важное значение в дошкольном образовательном процессе. Обучающие, развивающие игры помогают развивать математические способности, которые относятся к группе, так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе, и применять эти знания в мыслительной деятельности. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из главных стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня.

Использование новых технологий в организации работы с детьми по математическому развитию позволяет мне, как педагогу, добиваться неплохих результатов по усвоению материала, так как все это является приоритетным в системе дошкольного образования, в силу его особой значимости в познавательной деятельности ребенка, приобщение его к активной целенаправленной результативной деятельности.

Все это необходимо для успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни. И в заключение для работы с детьми я предлагаю использовать игру «Геометрическое лото» для усвоения материала. Используя принцип парных картинок, можно выучить все: цифры, количественный счет, геометрические фигуры, цвета и их оттенки, и многое другое.

Список использованных источников

1. Федерального Государственное Требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. М. Просвещение 2012.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Белошистая А. Занятие по математике: развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание, 2013 №8.

4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. СПб., 1998.

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва, Просвещение, 1985.

6. Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. Математика от 3 до 6. – СПб., 1995.

7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., Просвещение 1990

8. Полякова М., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. // Дошкольное воспитание 2004, №12.

9. Полякова М., Брусова В. Воспитывать радость, познания. // Дошкольное воспитание 2004, №12.

10. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва, Просвещение, 1996.

11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Москва, Просвещение, 1982.

12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – Москва, М. Просвещение, 1981.

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ
Опубликовано: 19 июня 2013 в 21:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...