Папки-передвижки

Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Светлана Заплитная
Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Вступительное слово:

Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

Публикация «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также следующие методические пособия:

• С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”.

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста.

• Л. М. Потапова “Детям о природе”.

• Н. А. Рыжова “Наш дом–природа”, “Воздух–невидимка”.

• Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”.

• В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;

• М. А. Кузнецова, А. С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”.

• М. М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”.

• О. В. Мариничева, Н. В. Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года”.

• И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”.

• Л. И. Грехова “В союзе с природой”;

• Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”.

• Л. А. Владимирская “ От осени до лета”.

• Н. В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.

• Е. А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”.

• Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.

Основная работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

В нашем детском саду работа строится на основе парциальных программ:

«Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.

Формы работы с детьми:

ООД по экологии

Беседы

Экскурсии

Экологические тропинки на прогулке

Наблюдения в природе

Дидактические игр и упражнения

Опыты и эксперименты

Видео - занятия и презентации

Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения

Дежурство в уголке природы

Индивидуальная работа с воспитанниками.

Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.

Формы работы с родителями:

Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком

Выпуск стенгазеты по экологической теме

Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия

Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.

Помощь в организации центра по экологии в группе.

Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.

Основополагающие принципы и задачи нашей работы:

Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)

Задачи:

• Формировать понятия на основе наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.

• Применять свои знания в практической деятельности.

• Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.

• Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.

Научность и доступность понятий.

Задачи:

• Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».

• Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.

Принцип «Спирали»

Задачи:

• Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.

• Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.

Принцип интеграции

Задачи:

• Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

• Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование из бумаги – оригами, бросового и природного материала).

Методы и приемы, используемые в нашей работе:

Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.

Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (лупа, компас, песочные часы, мензурки и мерные стаканы). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.

Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.

Экологическое воспитание старших дошкольников в повседневной жизни.

Повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.

1. Утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Так в группе № 13 «Медвежата» на начало рабочего дня всегда есть группа детей (ночных) их 10 – 8 человек, с которыми я ухаживаю за нашими цветущими растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание).

2. Промежуток между занятиями и обедом. На прогулке в более теплое время года и в группе при низких температурах.

3. Вечернее время после полдника – рассматривание альбомов, картинок по живой и неживой природе. Время для работы по подгруппам – опыты с неживыми объектами.

Планирование циклов наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада, которые проводятся на протяжении всего учебного года. В старших группах 8 – 10 наблюдений одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня. Сентябрь – цветущие растения. Октябрь – песок, ноябрь – деревья. Декабрь – вечернее небо, январь – зимующие птицы, февраль – рост лука на подоконнике. Март – ветки вербы, березы в вазе, апрель – первые цветы весны, май – пробуждение насекомых.

Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети рассматривают небо, уточняют осадки, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Используется календарь природы, таблицы по этапам роста растений (лука, рассады).

В рамках экологического воспитания в подготовительной к школе группе № 13 «Медвежата» приняли участие в городском смотре «Экологическая сказка» - подготовила воспитатель Комарова А. М. В старшей группе № 3 «Почемучки» прошла открытая ООД воспитатель Сушевская И. Г.

Также в старшей группе ранее был реализован проект «Как Кеша стал птицей» - составленный Сушевской И. Г. и выполнен Заплитной С. Л.

В 2017 году дети из группы № 13 участвовали в разовой акции «Красная книга Дальнего Востока в рисунках» - дети узнали, какие животные, птицы и растения, занесены в красную книгу по Дальнему Востоку.

Также каждый год проводятся разовые акции «День Земли», «День воды», «Наша планета», «Помощники природы».

Наши воспитанники каждый год принимают участие в выставках ДОУ:

«Дары осени», «Зимние фантазии».

Отдельно надо отметить опытно-экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в обеих группах.

ООД «Свойства материалов», «Свойства магнита», «Расскажем о воде», «Цветные льдинки», «Песочные замки», «Вечер мыльных пузырей», «Воздух волшебник».

Совместные работы в создании макетов «Экосистема леса», «Вулкан», «Сила реки – зажигает свет, электростанция»

Игровые упражнения: «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Опиши объект, не называя его».

Центр «Воды и песка».

В своей работе для определения уровня экологического воспитания у детей старшего возраста использую ряд методик:

Методика 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Методика 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Методика 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Методика 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). Цель - определить уровень знания времен года.

Методика 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

В первой методике детям предлагалось назвать и расселить животных, птиц и насекомых по местам их обитания.

Во второй методике детям предлагалось ответить на вопросы о комнатных растениях и выделить лишний вид растения из класса.

В третий методике детям предлагалось определить содержимое баночки. После того как ребенок называл объекты неживой природы.

В четвертой методике детям предлагалось ответить на ряд вопросов и нарисовать картинку с любимым временем года.

В методике №5 детям предлагалось ответить на ряд вопросов об их отношении к миру природы.

Заключение. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаОрганизация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.

Консультация «Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 2 слайд Экологическое образование дошкольников – это.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр, направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации Возраст.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес!» Цель : формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Задачи: Образовательные: создать условия.

Отчет по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» Отчет по экологическому воспитанию.

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Дата тема задачи содержаниесентябрь «Цветы на участке.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант» БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27 Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль» Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка» Проект.

Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2018 в 03:12
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД