Лучший педагог года

Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности

Ольга Киселева
Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности

АННОТАЦИЯ.

На сегодняшний день количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития.

Данная статья посвящена проблеме организации работы с детьми ЗПР в условиях группы комбинированной направленности, где кроме детей данной категории находятся нормально развивающиеся дети.

Публикация «Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности» размещена в разделах

Основное место в статье отводится работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как актуальность данной темы не вызывает сомнений. Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной незрелостью, что в свою очередь мешает им успешно социализироваться в коллективе сверстников.

Предложенный материал в статье поможет педагогам и психологам эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР в условиях группы комбинированной направленности.

Все чаще педагоги-психологи сталкиваются с проблемой оказания психологической помощи детям с задержкой психического развития, которые находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми.

Для нас эта проблема тоже оказалась актуальной.

Наши дети с задержкой психического развития, по тем или иным причинам не попали в специализированные группы. Специалиста учителя-дефектолога в нашем дошкольном учреждении нет. Поэтому для нас встала задача разработать некую модель организации деятельности педагогов и психолога в условиях взаимоадаптации детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.

Дети с ЗПР и дети, не имеющих данного диагноза в возрасте 5-6 лет, в сочетании 1:5 ( 4:16, находятся в едином социуме на территории одной группы комбинированной направленности.

Специфика данной модели заключается в том, что все режимные моменты в группе проходят совместно. Основной обучающий процесс проходит тоже совместно, но имеет множество трудностей, так как дети ЗПР по своему развитию отличаются и имеют свои специфические характеристики. Поэтому с детьми ЗПР проводится индивидуальная совместно разработанная программа по развитию познавательных процессов.

Уникальность этой модели состоит в том, что совместно проводятся и все занятия творческого и общеразвивающего плана. Это позволяет всем детям иметь общие интересы и темы для общения, не чувствовать изоляции и дифференцированного маркирования, подготовиться к школьному обучению.

Педагог-психолог проводит работу с детьми ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как у данной категории детей в качестве ведущих характеристик наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Дети порой не готовы к теплым отношениям со сверстниками. У них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

В качестве диагностического инструментария используются: метод цветовых выборов, детский тест тревожности, карта наблюдения Д. Скотта, картинки с изображением различных эмоциональных состояний.

В диагностической работы было выявлено :

- Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

Причинами могут являться: недостаточный опыт распознания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; имеющийся у большинства детей негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли.

- Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

- Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

- Сложные инструкции им не доступны.

Разработанная коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР по развитию эмоциональной сферы способствует устранению искажений эмоционального реагирования стереотипов поведения, препятствующих нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Количество детей в группе 6-8 человек. Не исключается возможность проведения занятий совместно с нормально развивающимися детьми.

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР кроме решения коррекционно-развивающих задач создает условия для успешной адаптации в коллективе. Развития произвольной сферы, эффективно влияет на социально-эмоциональное развитие дошкольников, вызывает у детей чувство уверенности в себе.

Проведение лонгитюдного наблюдения в ходе целенаправленной работы показывает, что у детей с ЗПР отмечается положительная динамика в понимании себя и других людей, в формировании эмпатийных проявлений по отношению к окружающим.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Консультация «Формирование представлений о времени у дошкольников с задержкой психического развития» Целью формирования этих представлений является развитие у детей чувства времени, умение определять и чувствовать временные отрезки времени.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Карта педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО 1. Организационное обеспечениеНормативно-правовые локальные акты:•Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ •Положение.

Конспект интегрированного НОД с детьми группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв» Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв».

Конспект итоговой НОД с детьми средней группы комбинированной направленности «Помощь Незнайке» Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы комбинированной направленности Тема «Помощь Незнайке».

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Морское путешествие. Звук [Р], буква Р» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема:.

Консультация «Организация образовательной деятельности в группах комбинированной направленности» В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности
Опубликовано: 10 марта 2016 в 21:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД