«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

виктория чеснокова
«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

Организация работы с родителями

в группе для детей с нарушением зрения

Чеснокова Виктория Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области

Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Дошкольной педагогикой накоплен большой опыт по работе с родителями. Существует много форм организации работы с родителями: родительские собрания, информационные папки-передвижки, анкетирование и др. Наряду с традиционными формами всё большее применение находят и нетрадиционные формы: творческие выставки, совместные праздники и досуги, проектная деятельность.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.

В наш детский сад дети попадают по направлению врача-офтальмолога, через ГМПК. Это дети с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия, астигматизм. Если до этого времени ребёнок посещал другой детский сад и отношения со сверстниками и воспитателями сложились хорошо, то родители не всегда хотят переводить ребёнка из другого детского сада, стремясь ограничиться только медицинской помощи. В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими познаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды. Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. За 33 года работы нашей группы 55% детей — это дети из неполных семей, воспитываемые только матерями.

Исходя из выше сказанного, мы выделили три направления в работе с родителями:

- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);

- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);

- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Свою работу с родителями в младшей группе мы начинаем не с традиционного родительского собрания, а с проведения экскурсии по группе и детскому саду. Основная цель экскурсии — это демонстрация возможностей развивающей среды дошкольного учреждения. Так в группе мы знакомим родителей с игровые зонами; рассказываем о значении и использовании в работе зрительных тренажёров, различных пособий и дидактических игр для детей с нарушением зрения; объясняем, как найти информацию в родительском уголке. После этого мы вместе с медсестрой — ортоптисткой приглашаем родителей в кабинет с лечебной аппаратурой, где подробно рассказываем об использовании аппаратов и компьютерных программ для лечения детей. В заключении информируем родителей о дополнительных возможностях нашего дошкольного учреждения. Так в нашем детском саду работает логопункт, кабинет психолога, где нуждающиеся дети могут получить квалифицированную помощь логопеда и психолога, а так же разработан годовой план по оздоровлению детей, включающий в себя, различные мероприятия профилактического характера (приём витаминных отваров, кислородного коктейля и др.)

Следующий этап — это анкетирование родителей, которое направлено на выявление отношения родителей к проблемам ребёнка. Отрицание диагноза ребёнка достаточно распространённая позиция родителей. Им кажется, что, не смотря на низкую остроту зрения, ребёнок нормально видит, они не понимают особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, и как следствие не хотят одевать детям очки и тем более окклюдор. После сбора данных и обработки результатов, мы организуем родительское собрание, на которое приходят врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка. Цель этого собрания объяснить родителям физические особенности зрительного анализатора их детей в зависимости от диагноза, а так же показать и доказать насколько важна очковая коррекция, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-деффектолога для здоровья детей. Учитель-деффектолог объясняет какие трудности физического и психологического характера испытывают дети при ношении окклюдора, и как родители могут им помочь в этот сложный период.

В дальнейшем учитель - деффектолог организует ещё одну консультацию со всей группой родителей, в которой объясняет особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Родителям всегда интересно знать, как их дети проводят день в детском саду, поэтому воспитатели в родительском уголке регулярно оформляют фотовыставки по разным темам: «Как мы живем», «Экскурсия в осенний лес», «Наша галлерея», «Мы дежурим», «Наши занятия» и др. Кроме этого показываем короткие видеозарисовки на родительских собраниях и тематических консультациях. Такие формы работы помогают родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности и составить более полное представление о воспитательной и образовательной работе в группе.

Эффективной зарекомендовала себя такая форма работы, как консультационно-практическое занятие. Оно может проводиться как с родителями, так и совместно с родителями и детьми. Основное условие проведения такого занятия - это непродолжительность и лаконичность. Оно не должно включать в себя большого количества теоретических знаний, а лишь краткое ознакомление с целью и коррекционной направленностью того или иного задания, упражнения или игры. Были проведены такие занятия на различные темы: «Развитие сенсорной сферы у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста», «Зрительное внимание и память», «Игры, которые лечат», «Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения при подготовке к школе», «Зрительные гимнастики» и др.

Работа над развитием сенсорной сферы дошкольников, начатая в младшей группе, нашла своё продолжение в средней группе в виде проектной деятельности и творческой мастерской. Воспитателем группы был подготовлен и проведён совместно с родителями и детьми проект «Народная мудрость гласит», который был направлен на повышение мотивационной способности к охране зрения. Творческая мастерская позволяет родителям получить навыки коммуникативного общения, научиться лучше понимать своих детей, разнообразить домашний досуг.

В старшей группе большое внимание уделяем подготовке детей к школе. Работа, проведённая в предыдущие годы, позволила включить такие формы взаимодействия с родителями, как интеллектуальные игры, игровые обучающие занятия.

Индивидуальное консультирование родителей является обязательной формой работы. Общаясь с родителями индивидуально получаем возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Адресная помощь происходит как по запросу родителей, так и по инициативе учителя-деффектолога и воспитателей. Совместно со специалистами разрабатываем летние рекомендации для каждого ребёнка.

Ежегодно в конце апреля для родителей проводится «Неделя открытых дверей». Родители получают приглашение на посещение занятий, различных режимных моментов, развлечений. Наша практика показала, что родители с удовольствием посещают такие мероприятия, это даёт им возможность оценить успехи своих детей и увидеть их трудности в обучении.

Родители получают консультационную помощь всех специалистов. Каждый месяц один из специалистов детского сада приглашает к себе на консультацию родителей. Эта работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье путём обучения родителей специфическим способам и приёмам взаимодействия с ребёнком.

Организация развлечений в группе к праздникам показала, что родители более охотно стали принимать участие в играх, готовить домашние задания и выступать вместе с детьми, стали более раскрепощёнными. Традиционным стало отмечать «День матери». К этому празднику дети готовят подарки для мам, разучивают стихи, поздравления. Такие праздники очень сближают родителей и детей.

Об успешности работы свидетельствует положительная динамика коррекции зрительных нарушений. В 2012-2013 учебном году в школу выпущено 9 детей, из них у 2-х детей полное выздоровление по остроте зрения, у 1 ребёнка снят диагноз амблиопия, у 1 ребёнка изменился характер зрения: с одновременного на бинокулярный.

Вся работа, проводимая с родителями, в конечном результате нацелена на то, чтобы родители поняли, что при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий может привести к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно закрепить результаты лечения в период начального школьного обучения, и эта задача полностью ложится на плечи родителей. Знания, полученные от специалистов ДОУ, помогут им справиться с этой задачей.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

План по самообразованию: «Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников» Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 20 января 2014 в 11:25
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...