«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»

Ольга Ерохина
«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»

«Организация развивающего пространства

в ДОУ для детей с ЗПР»

воспитатель МАДОУ д/с «Колокольчик»

Ерохина Ольга Александровна

Слйд 2

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Дети с ЗПР сейчас могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида. Дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.

Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.

Слайд3

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;

- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);

- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.

Важную роль в развитии ребенка с ЗПР играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребёнка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Особенности детей с ЗПР предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

Слайд 4

Цель:

Создание условий для полноценного развития детей с ЗПР.

Слайд 5

Задачи:

1. Совершенствование двигательных функций кисти.

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

Слайд 6

Группу, в которой я работаю, посещает мальчик с диагнозом ЗПР, где одной из главных проблем есть задержка речевого развития. Его зовут Ваня. Ему 3 года 7 месяцев. Он не произносит слова и звуки вообще. Хотя понимает речь, выполняет просьбы, обслуживает себя сам. Наблюдая за ним и пообщавшись с родителями Вани я стала использовать в своей работе разнообразное оборудование, которое на мой взгляд, позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность ребёнка, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, а так же оказывает развивающее действие на мелкую моторику пальцев и рук.

Веду работу с Ваней в двух блоках: сенсорный и активационный.

1. Активационный блок, где собрано оборудование, направленное на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

В группе есть спортивный инвентарь (лесенка, мячи для прыжков, маты, который позволяет совершенствовать двигательные функции ребенка.

Пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

Слайд 7

В качестве неструктурированной среды для игр использую воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.

Для развития тактильных ощущений и осязания использую игры с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); резиновые шары, наполненные мукой, крахмалом, сыпучими продуктами.

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствую в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами; с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие).

Зрительные и слуховые ощущения мы с Ваней развиваем в музыкальном уголке нашей группы. Ване очень нравится ударять молоточком по металлофону, звенеть колокольчиками. Так же использую музыкальный фон перед сном и после занятий (шум моря, пение птиц и т. п.). Всё это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить детей.

Ване очень нравятся игры со светом и темнотой. Вечером достаточно выключить свет, включить фонарик или зажечь свечу и на стене появляются различные животные. Игры с мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым огоньком» - позволяет развивать зрительного восприятия, координации глаз, руки.

Я считаю, что гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать.

2. Сенсорный блок включает в себя оборудование для развития моторики рук и пальцев. Здесь очень важным этапов в развитии ребенка с ЗПР является развитие мелкой моторики.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев и рук (типа нашей «Сороки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки»,

«Сорока», «Коза рогатая». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Учитывая вышесказанное, в работе с Ваней я использую игру с перекатыванием карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно,поочередно каждой рукой.

СЛАЙД 8, 9

Откручивание и закручивание разноцветных крышек способствует восприятию цвета и развитию моторики кисти.

Слайд 10

Игра с цветными шнурками и трубочками, которая способствует развитию мелкой мускулатуры рук и вырабатыванию умения самостоятельно выбирать цвет.

Слайд 11

Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми шишками.

Слайд 12

"Пальчиковый бассейн". "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.

"Бассейн" можно сделать очень просто: взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками).

ВЫВОД:

Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фито дизайн и ароматерапия; позволяют сделать среду эмоционально комфортной. Такие дети, как Ваня, требуют особого подхода. Поэтому основная работа с ним строится с учетом этих особенностей и включает организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных видов.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Слайд 13

Публикации по теме:

Проект «Создание в ДОУ познавательной игротеки» В ДОУ, в связи с сокращением групп освободилось помещение. Творческий коллектив нашего детского сада решил использовать свободное помещение.

Разработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной областиРазработка проекта организации развивающей среды с учетом федеральных государственных требований по образовательной области Цель проекта: - организация развивающей среды по образовательной области для старшей возрастной группы. • Задачи проекта.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
Автор публикации:
«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 22:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....