МААМ-картинки

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до

Елена Клишева
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до

«Что такое предметно-пространственная среда Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально - бытовых, общественных, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Формирование предметно-пространственной среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;

• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;

• Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

Возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия

• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы

• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей

• Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В каждой ДОО РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

Основные принципы организации РППС.

Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных и инновационных элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

При формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.

Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Поэтому стоит избегать негативного влияния со стороны игровой продукции.

Объективные показатели негативного влияния:

• Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)

• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности

• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)

• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных

• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности

• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)

• Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников :

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) :

- физические риски;

- психологические риски;

- нравственные риски.

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия

- возрастным особенностям ребенка;

- индивидуальным особенностям;

- специальным особенностям ребенка.

Формирование предметного содержания РППС ДОО.

Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны:

• Социально-личностное развитие

• Познавательно-речевое развитие

• Физическое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

Функциональные зоны подразделяются на центры развития.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Создавая развивающую среду необходимо помнить :

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности и интересов.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013г.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных ситуаций» СанПиН 2.4.1.3049-13

3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96с.

4. Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288.

Прикреплённые файлы:

organizacija-rps_17864.pptx | 2992,31 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» Я хочу представить Вашему вниманию презентацию о своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС СеменоваИ. В. Организация.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до.Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС Видео .

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Структура образовательного проекта Актуальность проекта. В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной.

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе «Берёзка» «Детский сад № 5», воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 18:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД