«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»

Александра Коняева
«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»

«Театрализованная игра как средство развития самостоятельной художественно-речевой деятельности».

Дошкольный возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через разнообразные детские игры. Именно в игре нужно искать ключ к познанию дошкольного детства.

Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и самого себя в этом мире, познаёт и осваивает родной язык. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Именно театрализованная игра помогает создать эмоционально- благоприятные ситуации, когда даже необщительные и скованные дети будут вступать в речевое общение. На первый план выходит цель занятий по развитию речи - формирование качественной стороны речевой деятельности, звуковой культуры, связной речи. Большое место в дошкольных группах занимают книги, подбор картинок, книжки- самоделки- книжки- раскраски, детские работы на литературные сюжеты. В каждой возрастной группе устраивается уголок книги, в нём находятся тематические папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для самостоятельного рассматривания.

Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать речевую среду. В каждой возрастной группе организуются зоны для литературно- художественной деятельности, зоны для театрализованных игр. Наиболее интересно использовать различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, небольшой сцены для настольного театра, настольно- печатных игр по развитию речи, различных проекторов и фильмоскопов, различных театров: перчаточный, кукольный,пальчиковый, ложковый и др.

Каждая зона несёт свою смысловую нагрузку, решает свои воспитательные и образовательные задачи. Наиболее эффективным методом развития и стимулирования самостоятельной речевой деятельности детей мы считаем метод моделирования и мнемотехники. Данный метод рекомендован программой «Детство»

Разнообразные модели помогают детям самостоятельно выбрать необходимую сказку, увидеть сюжет, составить ролевой диалог. Уже в младшем дошкольном возрасте наблюдаются предпосылки для самостоятельного разыгрывания ролей. Дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, изображают небольшие диалоги по образцу воспитателя. Естественно формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребёнка включиться в спектакль добавляя отдельные фразы, изменяя голос для нужного героя. Театрализованные куклы используются и в повседневной жизни. Воспитатель от лица куклы благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции – зритель.

Детям необходимо быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать сказку до конца, похлопать в ладоши сказать спасибо артистам.

Вторая группа умений - артист.

Учиться использовать некоторые средства выразительности для передачи образа эмоций и переживаний, правильно держать и вести куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.

Третья группа умений - партнёр по взаимодействию.

Уметь взаимодействовать с другими участниками игры, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству импровизации. Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. В программе «Детство» по художественно- творческой деятельности детей 2 младшей группы на окончание учебного года стоит такая задача:

- Привлекать детей самостоятельно рассказывать и обыгрывать сказки, стихи, потешки, небольшие рассказы.

Решить эту задачу возможно, например, через театрализованные игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, стараются перевоплотиться в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти на помощь.

Условия необходимые для организации игры:

- богатая содержательная среда

- предоставление права и свободы выбора

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей

- содержательность и разнообразие тематики

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педпроцесса

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр

- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы к этому сами. От того как педагог гибко и сознательно подчеркивает интонацией смысл произведения зависит активность детей в театрализованной игре. Этапы работы над произведением:

1. Чтение текста детям, с привлечением детей к проговариванию его отдельных фрагментов

2. Закрепление знания текста

3. Передача точности изложения текста

4. Работа над имитацией голоса, движений, интонаций

5. Прослушивание текста в записи

6. Проговаривание текста в режимных моментах

7. Развитие творчества при разыгрывании роли

Более подробно мы остановимся на сказке «Рукавичка».

1 этап- «Погружение в сказку»

Педагог предлагает детям закрыть глазки и пригласить в гости сказку.

2 этап - Выразительное чтение текста сказки детям.

3этап - Проговаривание отдельных фрагментов сказки в различных видах деятельности детей.

4 этап – Закрепление элементов вождения кукол. Детям предлагают показать, как идёт лисичка, как прыгает лягушка, как двигается зайчик.

5 этап- Закрепление текста сказки. На этом этапе важно не потерять авторские находки. Обязательно поддерживать активность детей в игре.

6 этап - Учить детей умению менять голос. Вместе с тем предоставлять детям больше свободы в самовыражении. Например, можно предложить детям попроситься в рукавичку как мышка.

7 этап – Закрепление диалога двух персонажей сказки. Например, как зайчик разговаривал с лисичкой.

8 этап - Заключительная режиссёрская театрализованная игра.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем к языковой выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.

Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр

Перспективный план на месяц по решению данной задачи:

Игровая зона

Условия

Приемы Педагогические технологии

Уголок книги -Рассматривание иллюстраций

произведения

- Чтение книг

- Картотека артикуляционной гимнастики

- Картотека пальчиковой гимнастики

- Картотека потешек Педагог задает правильный образец литературной речи

Приобщает к культуре чтения художественной литературы

Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи всех видов деятельности в педагогическом процессе /чтение/показ/использование музыкального сопровождения/ использование атрибутов/отработка эмоционального образа героя/

Театральный уголок - Показ различных видов театров (теневой, фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный, настольный)

- Проигрывание игровых ситуаций

- Просмотр диафильмов, видеофильмов

- Набор игрушек для импровизации

Педагог создает условия для развития творческой активности

Поощряет исполнительское творчество

Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении

Музыкальный уголок -Музыкально- дидактические игры

- Музыкальные инструменты

- Упражнения на дыхание, силу голоса

-Прослушивание песенок, сказок, рассказов

Педагог создает

условия для музыкальной деятельности детей.

Поощряет музыкально исполнительское творчество импровизацию детей

Даёт детям право выбора

Уголок для переодевания

-Костюмы, маски, настоящие атрибуты, элементы декорирования, предметы-заместители к сказкам

(палочки, коробочки, колпачки и т. д.)

Педагог предоставляет детям право выбора для импровизации и самовыражения в

театрализованной игре

Речевой уголок -Д. /игры, карточки, картины

Картотека речевых игр

Картотека дыхательной гимнастики Педагог создает условия для развития речевого общения с взрослыми и сверстниками

Педагог побуждает детей к речевому общению между собой

Следит за правильным произношением

Поправляет, упражняет детей

Обеспечивают детям условия для пополнения развивающей среды

Организует диалоги между детьми

Приобщает к культуре чтения художественной литературы

Читают, организуют совместное прослушивание, беседуют о прочитанном

Педагог поощряет детское словотворчество

Уголок настроения -Дид. /игры

-Игровые ситуации

Картотека эмоциональных состояний Педагог проявляет уважение к личности ребенка

Проявляет к нему внимание

Осуществляет тактильный контакт с ребенком

Педагог учит детей различать настроение переживания героев

Педагог привлекает внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга

Организуя совместные игры, педагог учит детей быть внимательным друг к другу

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»
Опубликовано: 21 января 2013 в 14:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...
Перспективное планирование в первой младшей группе (сентябрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( сентябрь)...