«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возраст очень важен для развития познавательской активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям. Открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон. Во время полдника проводим эксперименты с молоком, создавая коктейли. На прогулке юные исследователи решают проблемы со снегом. Что произойдет со снегом в воде, что тверже снег или лед, что скорее растает в теплом помещении, что легче раскрасить красками?

Понимая, значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей, мы стремимся создать условия для исследовательской активности дошкольника.

В группе создана система работы по детскому экспериментированию. Эту работу начали с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности подобрано место и оборудование для «Детской научной лаборатории», а также уголок экспериментирования.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголке живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Кудряшкин).

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Стекло», «Резина», которые доступны детям и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования имеются:

- приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

-разнообразные сосуды из различных матерьялов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, перья, шишки, семена;

- бросовый материал: кусочки проволоки, дерева, ткани, меха;

- технические материалы: гвозди, скрепки, гайки, болты;

- разные виды бумаги: картон, наждачная, копировальная;

- красители: пищевые и непищевые;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;

- прочие: воздушные шары, сахар, соль, мука, масло, свечи, сито;

- клеенчатые фартуки;

- карточки- схемы опытов;

- дневники наблюдений;

-правила работы с приборами и материалами.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования соответствуют среднему уровню развития детей. Но необходимы материалы для более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой( «Плавает?», «Что тонет?», «Что быстрее утонет).

Изучая свойства увеличительного стекла, дети рассматривают песок, глину, сравнивают свойства.

Очень нравятся опыты с водой –растворителем (с сахаром, солью, песком, краской).

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию не следует отмахиваться от желания детей, а поощрять любопытство. Не следует отказываться от совместных действий с ребенком, бесконечно указывать на ошибки, т. к. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». У. Эмерсон.

Публикации по теме:

Школа молодого педагогаШкола молодого педагога Каждый первый вторник месяца в нашем детском саду проводятся занятия в «Школе молодого педагога» с целью оказания методической помощи начинающим.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.
Опубликовано: 5 января 2013 в 05:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Познавательное занятие «Что мы знаем о погоде» по типу телевизионной игры «Такси»
Познавательное занятие «Что мы знаем о погоде » по типу телевизионной игры «Такси» Цель: обобщение знаний детей о прогнозировании погоды. Задачи: 1....
«Тайна подводного царства». НОД для детей старшей группы по рисованию
Программные задачи: продолжать развивать представления на основе предварительного наблюдения, воспроизведения образа и его словесного обозначения, продолжать...
Мастер-класс праздничной гирлянды для украшения помещения из цветной бумаги...
Автор: Меньшикова Людмила Викторовна Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования. Цель:...
Дидактическая игра «Конструктор эмоций»
Здравствуйте! В ДОУ "Соколовский детский сад "Сказка", я очень много изготавливаю дидактические игры своими руками, предлагаю вашему вниманию дидактическую...
В гостях у мастеров народных игрушек.
Даже находясь в отпуске, никогда не забываем про работу. Ведь летний период, не загруженный занятиями и другой образовательной деятельностью, благодатное...