«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возраст очень важен для развития познавательской активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям. Открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон. Во время полдника проводим эксперименты с молоком, создавая коктейли. На прогулке юные исследователи решают проблемы со снегом. Что произойдет со снегом в воде, что тверже снег или лед, что скорее растает в теплом помещении, что легче раскрасить красками?

Понимая, значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей, мы стремимся создать условия для исследовательской активности дошкольника.

В группе создана система работы по детскому экспериментированию. Эту работу начали с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности подобрано место и оборудование для «Детской научной лаборатории», а также уголок экспериментирования.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголке живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Кудряшкин).

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Стекло», «Резина», которые доступны детям и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования имеются:

- приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

-разнообразные сосуды из различных матерьялов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, перья, шишки, семена;

- бросовый материал: кусочки проволоки, дерева, ткани, меха;

- технические материалы: гвозди, скрепки, гайки, болты;

- разные виды бумаги: картон, наждачная, копировальная;

- красители: пищевые и непищевые;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;

- прочие: воздушные шары, сахар, соль, мука, масло, свечи, сито;

- клеенчатые фартуки;

- карточки- схемы опытов;

- дневники наблюдений;

-правила работы с приборами и материалами.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования соответствуют среднему уровню развития детей. Но необходимы материалы для более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой( «Плавает?», «Что тонет?», «Что быстрее утонет).

Изучая свойства увеличительного стекла, дети рассматривают песок, глину, сравнивают свойства.

Очень нравятся опыты с водой –растворителем (с сахаром, солью, песком, краской).

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию не следует отмахиваться от желания детей, а поощрять любопытство. Не следует отказываться от совместных действий с ребенком, бесконечно указывать на ошибки, т. к. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». У. Эмерсон.

Публикации по теме:

Школа молодого педагогаШкола молодого педагога Каждый первый вторник месяца в нашем детском саду проводятся занятия в «Школе молодого педагога» с целью оказания методической помощи начинающим.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.
Опубликовано: 5 января 2013 в 05:21
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...