«Основы православного воспитания в детском саду»: сторонники и противники

елена московкина
«Основы православного воспитания в детском саду»: сторонники и противники

«Основы православного воспитания в детском саду»: сторонники и противники

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России. С 1 апреля 2010 года началось преподавание предмета в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.

Дисциплина уже ведется в одной тысячи семидесяти школах, четырехсот тридцати детских садах и ста девяти учреждениях дополнительного образования. В общей сложности программой ОПК охвачены почти сто сорок тысяч детей.

В дошкольных образовательных учреждениях преподавание «Основ православной культуры» происходит в форме факультативных занятий и в форме кружковой работы.

Цели преподавания курса «ОПК»:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России.

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи курса «ОПК»:

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Казалось бы, в этих задачах нет ничего такого, что могло бы являться помехой, преградой для введения «ОПК» в качестве обязательной дисциплины. Но мнения людей относительно введения курса «ОПК» сразу разделились. Появились сторонники, противники, и те люди, которые относятся к введению курса безразлично.

Сторонниками введения курса выступают Русская православная церковь, представители науки, общественные организации, которые считают, что с развитием цивилизации бездуховность вытесняет человечество за грань условий жизни, достойных человека, ведет к духовной и культурной деградации общества. А изучение основных традиций русской культуры как средоточия высоких православных ценностей обогатит эмоциональный мир школьников, обеспечит формирование гармоничного нравственного мира личности, станет фундаментом становления национальной и гражданской идентичности, что невозможно без интеграции в национальную культуру.

Мнение родителей, выступающих за введение курса «ОПК»:

«Я считаю, что дети наши живут в нашей стране, в России, поэтому они должны знать православную культуру и воспитываться в ней».

«У нас в школе факультатив по ОПК проводится первый год. Детям очень нравится. Никакого вреда ни их здоровью, ни моральным убеждениям никто причинять и не собирался. Кроме того, палками на занятие не загоняют, а вот детей ходит много».

«Ребенок стал более заботливым, дружелюбным. Стал уважительно относиться к старшим. Улучшились знания ребенка, стал более любознательным…»

«У моего сына уже год как есть этот предмет. И если раньше я воспринимала его в штыки, то сейчас рада что он у них есть. Они изучают там религии. Не одну какую то, а многие, так как и класс у нас многонациональный. В общем и ребенку тоже нравится, он приходит домой и с таким восторгом рассказывает То что им рассказывали на уроке.»

Противниками курса выступают некоторые ученые, научные работники, кандидаты и доктора наук, представители различных религиозных конфессий.

Противники курса «ОПК» выступают со следующими доводами:

1. Для православного воспитания существуют воскресные школы, а не общеобразовательные - лучше бы подтянули качество преподавания остальных наук.

2. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным.

3. Для знакомства с историей, традициями родной страны, письменностью, живописью, музыкой, архитектурой уже существует такой предмет как МХК, а в детских садах – занятия по познанию окружающего, познанию природы, беседы на морально-этические темы. А курс «ОПК» - религиозное учение в виде проповеди.

Противниками курса «ОПК» является часть родителей, которые считают, что навыки добра и милосердия можно привить и без религии.

На одном из форумов в интернете есть запись об эксперименте, проведенном в одном из детских садов.

«Воспитателям одного из садов в обязательном порядке предложили ввести основы православной культуры для деток старшей группы. После месяца таких занятий родители стали обращать внимание на то, что у детей очень часто появились отговорки и ответы типа «так хочет бог. Так задумал бог. Это бог всё сделал.».

Комментарии к этой записи неоднозначны – от резко отрицательных до положительных.

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом:

целиком положительно 25%

скорее положительно 44%

скорее отрицательно 13%

резко отрицательно 6%

затрудняюсь ответить 11%

В МДОУ д/с «Лучик» с 2010 года ведется кружковая работа по «Основам православной культуры». Работа проводится с детьми старшей и подготовительной группы. На данный момент кружок посещают 13 детей. Основная цель кружковой работы – расширить представления детей об окружающем мире, развивать знания о своей Родине, развивать нравственные чувства.

В ноябре 2011 году было проведено анонимное анкетирование родителей (70 человек, чьи дети посещают детский сад «Лучик». Цель анкетирования - выяснить отношение родителей к введению такой дисцилины, как ОПК. В результате было выяснено следующее:

1. На вопрос «Как вы думаете, курс «ОПК» должен быть обязательной дисциплиной?» 25 % родителей ответили положительно, 75 % - отрицательно.

2. На вопрос «Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал факультативные занятия по ОПК?» 37 % ответили положительно, 63 % - отрицательно.

На вопрос «Кто должен вести кружковую работу по ОПК – воспитатель или специально обученный педагог?» 60 % ответили, что занятия должен проводить воспитатель, 40 % - специально обученный педагог.

Споры относительно введения курса «ОПК» до сих пор не затихают. Перспектива введения в школьную программу предмета духовно-нравственного содержания, в частности «Основ православной культуры», вызывает горячую поддержку одних и резкое неприятие других.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Воспитание культурных, нравственных, исторических ценностей своей страны на уроках «Основы мировых религиозных культур»Воспитание культурных, нравственных, исторических ценностей своей страны на уроках «Основы мировых религиозных культур» Уважаемые коллеги. В этом репортаже я хочу рассказать о новом предмете, который введён в начальной школе. В этом учебном году впервые.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Основы православного воспитания в детском саду»: сторонники и противники
Опубликовано: 21 марта 2013 в 20:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Технологическая карта литературное чтение 3 класс
Сценарий постановки «Курочка-ряба»* Ход постановки Действие героев ( ремарка) Диалог реплики синопсис деревенская изба, в избе стоит деревянный стол, за...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт? » Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных, которые живут в...
Развлечение «День Земли»
23 апреля в нашей группе прошло развлечение : " День Земли " . Дети читали стихи , пели песни, играли в игры. Много лет назад, 22 апреля произошла...
Праздник «8 марта»
Весело журчат ручьи, Суетятся воробьи, Мягкая ложится тень, Праздничный сегодня день. Весна играет свои гаммы, Рассылает телеграммы. Она полна...
Конспект интегрированного занятия сказке В. Сутеева «Под грибом»
Программное содержание: Учить детей изготавливать полуовал из прямоугольника путем обрывания верхних углов, обрывать углы квадрата, получая круг. Продолжать...