Лучший педагог года

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов

Лариса Смирнова
«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются –

в развитии своих талантов. Вера –

двигает горы… вера в детей может

поднять их на такие высоты, которые

нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать

большой урожай детских успехов.

Одаренность как феномен привлекала и привлекает к себе внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Генетически обусловленный дар в значительной мере определяется как конечный результат и темп развития. Внешнее окружение, как пишут в профессиональной литературе или среда и воспитание подавляют, либо помогают дару раскрыться.

Публикация «„Особенности работы с одаренными детьми“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей.

В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Существует общая одаренность как «универсальная способность», либо способности проявляющиеся в одной области деятельности или в нескольких сферах работы. Исследователи склоняются к тому, что одаренность интегративное (суммарное, общее)личностное свойство. Если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником;А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям.

Разрабатываемая, другая точка зрения, согласно которой, одаренности привязана к определенному виду деятельности, а именно: либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Получается, что сколько видов деятельности, столько и видов одаренности. Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, кто прежде активно выступал против самого понятия "одаренность" и был призван к тому, что существуют реально наблюдаемые явления, когда у человека, происходит множественная самореализация. Если, согласится с этой точкой зрения, то вытекающий, отсюда логический вывод, говорит о том, что нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область или помочь человеку (ребенку) реализоваться в той профессиональной деятельности, которая его.

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет). Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества и является одним из важных факторов его развития. Роль дошкольных образовательных учреждений невозможно переоценить.

Поэтому сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема деятельности одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Казалось бы, какие могут возникнуть трудности с детьми, которые более способны, чем другие? Тем не менее, проблема воспитания и обучения одаренных детей достаточно актуальна на сегодняшний день и определяется их личностными и психологическими характеристиками.

Выделяют следующие проблемы таких детей:

1) трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

2) отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

3) отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

4) стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

5) погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

6) потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Таким образом, с одной стороны талантливые или одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, с другой – они испытывают серьезные социальные и психологические проблемы, которые не могут решить самостоятельно, а значит, нуждаются в помощи взрослых.

Тогда возникает следующий вопрос: как обеспечить индивидуальный подход к обучению и развитию одаренного ребенка в коллективе дошкольников, сохранив при этом общие принципы работы с детьми?

Ответ может быть только один. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенку было легко и комфортно раскрывать собственный потенциал в социальной среде.

Этого возможно достичь, используя следующие методы работы с одаренными детьми :

1. Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

2. Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

3. Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

4. Привлечение к посещению кружков и секций дополнительного образования в интересующей сфере позволит в полной степени раскрыть потенциальные возможности ребенка.

5. Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

6. Привлечение к участию в городских, областных и возможно международных конкурсах позволит ребенку проявить себя.

7. Вовлечение ближайшего окружения (родителей, братьев, сестер, родственников) в сферу интересов ребенка, разъяснение особенностей взаимодействия с одаренными детьми сделает социальные контакты более продуктивными.

8. Мотивация на оказание помощи взрослым в работе с неуспевающим сверстниками, через расширение круга обязанностей.

9. Вовлечение в театрализованные игры, досуговые мероприятия, праздники, связанные с раскрытием творческих способностей.

10. Стимулирование и поддержание детской инициативы при решении образовательных задач

В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.

Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашегообщества, один из важнейших ресурсов. Одаренныедети представляют собой культурный и научныйпотенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Таким образом, при правильном подходе к одаренным детям, возможно, достигнуть более высоких результатов и «Каждый педагог должен помнить : «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой».

Публикации по теме:

«Все мы равные»«Все мы равные» "Все мы равные"По статистическим данным с каждым годом отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ. Важную роль в жизни детей с ОВЗ.

Радуга талантов Видео Ежегодно на базе детских садов нашего города проводится конкурс «Радуга талантов». Основной целью конкурса является развитие, поддержка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:25
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД