Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и упражнения для коррекции нарушений

Вера Махорина
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и упражнения для коррекции нарушений

В группах для детей с общим недоразвитием речи, как во всех группах компенсирующего типа, существуют 2 направления работы воспитателя — коррекционно- развивающее и общеобразовательное, при чем первое является ведущим.

НОД по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группе проводится в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи.

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.

Всякого рода пояснение, указание даются ребенку в ограниченном объеме, с учетом его умственно развития и интереса. Взрослый не только просит повторить определенный звук, но и показывает как это сделать, используя словесные объяснения и включая в работу артикуляционную гимнастику.

Обучение новому звуку и закрепление его в слове, в связной речи, одновременно упражняясь в произношение изолированного звука, используя игровые приемы в звукоподражании. Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребенка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука (над артикуляцией, выдохом, звучанием) без резкого разрыва одного с другим, а затем объединяем их в звук и включаем в звукоподражанием, слова, затем в предложения. На ряду с этим очень полезно проводить игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха. По заданию взрослого дети находят звук в именах, названиях предметов, придумывают слова с этим звуком. Надо прочно закрепить вновь выученный звук, а затем переходить к работе над другими звуками. Одновременно с закреплением правильного произношения у ребенка воспитывается отрицательное отношение к своим недочетам, по средствам тормозных раздражителей: «неправильно», «не понятно сказал», «повтори» и. т. д. Но данные приемы использую в работе не часто, особенно в отношении обидчивых и нервных детей, а также стараюсь не поправлять в момент эмоционального возбуждения. Чаще использую приемы поощрение, одобрение, похвалу. Если ребенок продолжает смешивать вновь усвоенный звук (например, «Ш» и «С», то необходимо поупражняться в произношение такого текста, в котором встречаются оба этих звука. Например, после усвоения звука «Ш» (раньше звук «Ш» заменялся звук «С») произносится стихотворение, в котором имеются звуки «Ш» и «С» (Наша армия сильна, охраняет нас она,

Наши славные бойцы — патриоты, молодцы,

Наш народ спокойно спит: армия его хранит)

в некоторых случаях требуется работа по упорядочению употребления уже имеющихся у ребенка звука (устранение перестановок, пропусков, замен звуков и слогов, например, «скаровода» вместо «сковорода», «ралиса» вместа «Лариса», «кобаса» вместо «колбаса»). Такие недостатки устраняются медленным произношением вслед за взрослым, иногда по слогам, под такт (например, хлопки, постукивания карандашом, а с детьми 6-7 летнего возраста используется звуковой анализ слова. Но, если все попытки улучшить речь ребенка не приводят к успеху, обращаюсь за помощью логопеда и выполняю все его рекомендации, закрепляю уже сформированными звукопроизносительными навыками, для отработки дикции, для развития речи.

Слоговые цепочки и рифмованные строчки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти (ребенок должен повторить в след за взрослым звук «С» такое количество раз, например (са-са — вот оса). Могут быть использованы с целью выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания. При коррекции звукопроизношения увеличение насыщенности речевого материала нужным звуком;расширения знаний и представлений об окружающих предметах и явлениях, выявления связей между ними;установление логических и причинно-следственных зависимостей (высшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение);расширение пассивного и активного словаря, коррекция и развитие грамматического строя речи;отрабатывать предложено-падежные конструкции, согласование с другими частями речи;кроме того в игровой, облегченной рифмовкой форме, дается установка на речь фразы, а так как все фразы связаны между собой элементарный связанный рассказ, то есть уже на ранних этапах работы над речью идет подготовка к владению другой высшей формой устной речи — самостоятельному высказыванию. Решение этих задач, в свою очередь способствует развитию языковому чутью и усвоению основных языковых закономерностей.

Ритмические строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий, просто потому, что они вспомнились, начинают сами экспериментировать со словами и фразами: ор — ор — красный помидор. Прошу ребенка повторить эту строчку, используя другие слова (ор-ор — сочный помидор, ор-ор — вкусный помидор).

Речевой материал расположен по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки С, З, Ц, шипящие звуки Ш,Ж,Ч,Щ, соноры Ль,Л, Ррь, Р. Примерно в этом порядке ребенок овладевает звуками, кроме мягкого звука Ль — он появляется в речи ребенка раньше всех этих звуков. После того как ребенок усвоил правильную артикуляцию звука, например звук С, научился произносить звук в словах и слогах, перехожу к отработке звука в чистоговорках:

«ты не бойся: это гусь,

я сама его боюсь»

ребенок произносит четко за взрослым чистоговорку. Во время работы над звукопроизношением в чистоговорке можно предложить ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук «С», при чем звук произносится утрированно.

Затем даю задание детям, чтобы они придумали слова, чтобы звук «С» находился в начале слова, в середине, в конце. При выполнении задания «отгадай загадку», «подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звуков в слове, для обучения ребенка деления слов на слоги либо для звукового анализа.

После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках. Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, взрослый должен четко произносить все звуки в словах.

Скороговорки построены на сочетании звуков трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками. Он с успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционный аппарата (улучшение подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти) для правильного произношения звуков и фраз и их дифференциации, для отработки внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки совершенствования голосового аппарата.

В своей работе использую сюжетные картинки «В лесу», «За столом». По этим картинкам провожу различные виды работ над звуком, например, внимательно рассмотреть картинку «За столом» и назвать только те предметы, в названиях которых есть звук «С» и звук Ч». в своей работе использую игры, направленные на развитие речи у детей.

Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Игра «Отгадай-ка»

Задача:

развивать умения описывать по предложенному плану, не глядя на него

знакомиться с экзотическими растениями

Оборудование: растения находятся на обычных местах в группе

Педагог предлагает выбрать одно растение, описать его так, чтобы дети догадались, что это за растение. Напоминает последовательность описания: есть ли ствол и ветки;какие они;описать лист;форму листа;поверхность;окраску;плоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Задачи:

развивать творческое воображение, логическое мышление, связность речи

учить прислушиваться и принимать мнения товарищей

совершенствовать способность рассуждать

закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку

Оборудование: 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию, фишки

Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов. Дать задание — определить «лишнюю» т. е. не подходящую к остальным картинку.

Если выбор сделан правильно, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными:стол, стул, кровать и чайник, лошадь, кошка, собака и щука, елка, береза, дуб и земляника, огурец, репа, морковь, заяц и. т. п. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадается убрать зайца и оставить вместо огурца репу и морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите правильный ответ: «Огурец, репа и морковь — овощи, они растут на огороде. А заяц — не овощ, поэтому надо его убрать». Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.

Игра «Дома зверей»

Задачи:

формировать умения сопоставлять изображения по размеру, подбирать соответствующие

развивать логическое мышление, творческое воображение детей

Оборудование: изображения 6 зверей, различающихся по величине. Например: слон, медведь, волк, заяц, еж и мышь;рисунки должны быть одинакового размера, кроме того, для зверей потребуются дома — 6 листов бумаги разной величины (например, квадраты, стороны которых равны 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см).

Разложите дома по порядку — от большего к меньшему и предложите ребенку расселить зверей по подходящим для них домам. Правильность выполнения отмечают сами дети, объясняя свой выбор.

Игра «Кто же оказался в избушке»

Задачи:

упражнять в подборе слов названия насекомых, в которых 2-3 слога;слов, в которых ударение падает на 1-ый, 2-й слог;

закрепить знания о насекомых;

активизировать словарь с названиями насекомых.

Педагог сообщает, что в сказочную избушку на курьих ножках, без окон и дверей, сумели проникнуть насекомые: вначале это были те, в названиях которых два слога (муха, оса, комар, а затем те, чьи названия состоят из трёх частей (бабочка, муравей, стрекоза). Следом за ними — насекомые, чьи названия имели в первой части ударение (муха, бабочка, во второй части ударение слышалось в названиях насекомых (комар, паук).

Сообща проводится анализ всех ответов и предлагается придумать краткий сказочный сюжет про дальнейшее действия насекомых, оказавшихся в избушке.

Ига «Помоги малышам».

Задачи:

развивать связную речь, умение классифицировать животных;

учить различать животных по внешнему виду, повадкам,

уметь группировать их; диких и домашних, хищных и травоядным, взрослых и малышей, птиц, зверей и рыб и т.  д.

Оборудование:рисованные или игрушечные изображение животных домашних и диких, хищных и травоядных,взрослых и малышей. Прикреплённые к резиновым кольцам так,чтобы дети могли надеть их на запястье или предплечья.

Покажите детям изображение взрослых животных и их детёнышей (домашних и диких).Каждый выбирает двух резиновых животных. Предложите детям познакомить со своими животными; надев картинки или игрушки на руки, дети имитируют звуки, движения, повадки животных.

Задачи — всем детенышам найти своих родителей. Взрослые — звери и птицы, идут по кругу, подзывая на своем языке малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. Каждая семья образует свой кружок и имитирует звуки и повадки животных, которых она представляет. Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети обнаруживают это.

Игра «Где я живу»

Задачи:

учить свободно использовать свои знания о родном городе (селе, его своеобразии, достопримечательностях, основных отраслях производства;

формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее;

развивать связную речь детей.

Оборудование: художественные открытки или рисунки детей, изображающие город, село, где живут дети; картинки с изображением ведущих предприятий;магнитофонная запись (песни о родном городе (селе).

Звучит песня о родном городе. Детям показывают картинки с изображением всех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просят вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагают представить себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просят рассказать об этом так, чтобы и другим захотелось работать там же. Проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о своем городе, придумает больше вариантов — как ему быть полезным для общества.

Игра «Сложные слова»

Задачи:

учить и образовывать сложные слова путем слияния 2-х основ.

Оборудование: картинки с различными изображениями.

Педагог начинает предложения, а дети заканчивают.

Рыбу ловит — рыболов.

Пчел разводит — пчеловод.

Сам летает — самолет.

Лес рубит — лесоруб.

Игра «Цепочка слов»

Задачи:

упражнять в определении первого и последнего звуков в словах

Оборудование: карточки с предметными картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, ананас, кошка, сом, мак, крокодил, лук). На столе у детей лежат карточки (одна на двоих, у педагога карточке с изображение карандаша.

Педагог. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, начинающаяся с того звука, которым заканчивается слово «карандаш». Кто из вас найдет слово с таким названием у себя на картинки — подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и произнесет слово, так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, выделяя голосом первый и последний звук в слове.

Литература

1. О. С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности

2. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков

3. В. Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем

4. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова Скажи по-другому

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и упражнения для коррекции нарушений
Опубликовано: 14 июля 2013 в 22:15
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...