Особенности семьи воспитывающей ребенка с аутизмом

Гульнара Воробьева
Особенности семьи воспитывающей ребенка с аутизмом

Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. Семья – является системой, живым организмом. Изменения, которые происходят с одним членом семьи, влияют на всю семейную систему в целом.

В результате рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отношения внутри семьи искажаются. Сообщение родителям о диагнозе, вызывает у них состояние паники, страха и депрессии. Они начинают винить себя, испытывают чувство стыда за ребенка перед окружающими, ограничивают контакты, даже с друзьями и родственниками. Их главной проблемой становится ребенок – он «не такой как все». Постепенно замыкаясь на своей проблеме, они перестают радоваться жизни, уходят с работы, оставляют свои мечты ради воспитания своего ребенка.

Аутизм относится к категории сложных нарушений, затрагивающих все сферы развития ребенка. При аутизме нарушается эмоциональный контакт между ребенком и окружающими людьми. Слабый психический тонус, повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность, нарушение общения с самого раннего детства затрудняет контакты аутичного ребенка с внешним миром. Что приводит к формированию жесткого симбиоза с мамой.

В таких семьях социальные роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Данной проблемой и оказанием помощи таким семьям занимались такие ученые, как Аршатская О. С., Баенская Е. Р, Лебединская К. С., Карвасарская И. Б., Морозов С. О., Никольская О. С., Ткачева В. В., Левченко И. Ю.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что семейные отношения играют огромную роль в развитии ребенка. Искажение внутрисемейного климата может усилить формирование дисгармонии ребенка с аутизмом. Данные исследования изложены в работах Варга А. Я., Личко А. Е., Столина В. В., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкого В. В. Вроно М. Ш. и Башиной В. М.

Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием разных подходов, особого внимания заслуживают работы отечественных психологов: Баенской Е. Р., Башиной В. М., Лебединского В. В., Лебединской К. С., Никольской О. Е. и др.

Синдром раннего детского аутизма характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: отсутствие потребности в контактах; отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования; неспособность дифференцировать людей и предметы; недостаточная реакция на раздражители; приверженность к сохранению неизменности окружающего; боязнь всего нового; однообразное поведение; речевые нарушения.

Когда становится очевидной серьезность отклонений ребенка, реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребенка, в комплексе собственной неполноценности, полном отказе от себя, во имя ребенка. Склонность аутичного ребенка к созданию множественных стереотипов, а также трудности установления контактов, не может не влиять на систему взаимоотношений в семье. Таким образом, проблема изучения семьи аутичного ребенка является актуальным вопросом, который будет рассмотрен более подробно в нашем исследовании.

Вся тяжесть воспитания аутичных детей ложиться на плечи родителей. Семьям аутичных детей приходится крайне тяжело адаптироваться, выдерживая психологическое напряжение и отвержение себя своим ребенком. И такие семьи, также как и все остальные, испытывают влияние семейного кризиса, с которым они уже не в силах справится, и им просто необходима помощь специалиста.

Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка аутистических черт и сроки ее реализации не ограничиваться определенным количеством времени. И более того, сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни ребенка с аутизмом. Основной целью в работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего эмоционально-аффективное нарушение развития.

Специалист, работающий с семьями аутичных детей должен научить родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком. Но также следует учитывать особую ранимость близких ребенка, их внутреннее тревожное состояние. Ранимость семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, увеличивается в периоды семейных кризисов, которые оставляют значительный след в развитии семьи. Именно поэтому родители нуждаются в сопровождении специалиста. Им необходимо объяснить, что способствует развитию социализации их ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых ему требований. Для этого специалист ведет работу с родителями, помогает формировать адекватное отношение к себе и своему ребенку.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Моя семья» с использованием ИКТ Тема: Моя семья Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Консультация для родителей «Вместе с семьей» Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Особенности семьи воспитывающей ребенка с аутизмом
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 11:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Прогулки по реке Кубань»
Уважаемые коллеги! У нас в доме живут две славные собаки породы корги. Мы живем недалеко от реки Кубань и очень любим гулять по песчаному берегу с...
Конспект игровой деятельности в 2 младшей группе «Однажды на лесной полянке».
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Задачи: Социализация: воспитывать бережное отношение к...
Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка 4–5 лет
Хочу представить Вашему вниманию занимательное пособие для развития мелкой моторики, память, речи и внимания "Книжка-малышка" В ходе работы пригодятся ткани...
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Петушок — золотой гребешок»
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке из соленого теста для детей старшей группы «Петушок – золотой гребешок» Задачи: Учить создавать...
Осенние игры в старшей логопедической группе по физическому развитию на воздухе.
Сфера применения. Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выбор игр. Данные игры могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного...