Особенности структуры образовательной программы и воспитательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО

Юлия Раздайбедина
Особенности структуры образовательной программы и воспитательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО

Категория слушателей: заведующие ДОУ и их заместители Кольского района.

слайд 1, 2, 3

Дошкольные образовательные учреждения - часть единой системы образования, реализующие те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. Однако, дошкольные учреждения - наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не только на обучение, но и на воспитание и развитие ребенка: развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни

С 2010 г. все дошкольные учреждения реализуют свои образовательные программы, составленные с учетом ФГТ.

Слайд 4

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные Государственные Требования (ФГТ) для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Слайд 5

Образовательная программа ДОУ есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же - основание для оценки качества образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности, что собственно и будет отличать основные образовательные программы ДОУ друг от друга.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

- формирование их общей культуры,

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Слайд 6, 7

Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:

1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Слайд 8

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Слайд 9, 10

Структура содержания дошкольного образования

Направления развития (4): Образовательные области (10):

1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье)

2. Познавательно – речевое развитие (познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

3. Художественно – эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)

4. Социально – личностное развитие (социализация, труд, безопасность)

Слайд 11

Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней:

1. «Физическая культура» - двигательная деятельность

2. «Социализация» - игровая деятельность

3. «Труд» - трудовая деятельность

4. «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность

5. «Коммуникация» - коммуникативная деятельность

6. «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности

7. «Художественное творчество» - продуктивная деятельность

8. «Музыка» - музыкально - художественная деятельность

Слайд 12

Основными моделями образования детей дошкольного возраста являются:

2. совместная деятельность взрослых и детей;

3. самостоятельная деятельность.

Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Самостоятельная деятельность детей –

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Слайд 13,14

Формы работы с детьми:

Двигательная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

физические и игровые упражнения

Соревнования, полоролевые игры, физическая культура, физкультминутки Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр

Трудовая деятельность

Дежурство

Трудовые поручения

Совместная деятельность по уходу за … Коммуникативная деятельность

Беседа. Ситуативный разговор.

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры, игры с правилами

Познавательно исследовательская деятельность

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Сюжетные игры, игры с правилами Восприятие художественной культуры

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Ситуативный разговор с детьми

Продуктивная деятельность

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов Музыкально – художественная деятельность

Слушание и исполнение музыкальных произведений

Музыкально-дидактические игры

Слайд 15

Для разработки программы можно выделить 4 темообразующих фактора в проектировании образовательного процесса:

1. Реальные события, происходящие в стране, мире; природные явления; праздники.

2. Воображаемые события, описываемые в художественном произведении.

3. События, специально смоделированные воспитателем, исходя из образовательных задач.

4. События, происходившие в жизни группы (ребенок принес динозавра – создали музей; ребенок был в цирке; поссорились; помирились; ребенок ездил на черное море и т. д.).

Слайд 16,17,18

Специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки содержания образовательной программы, во многом определяющего направленность образовательного процесса в каждом конкретном детском саду.

При разработке основной общеобразовательной программы ДОУ необходимо обратить внимание на следующее:

Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы:

пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание коррекционной работы (если такая проводится в ДОУ); система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Построение модели образовательного процесса зависит от вида, категории, приоритетных направлений деятельности учреждения; специфики условий осуществления образовательного процесса (в т. ч. особенностей комплектования групп, наличия педагогов-специалистов); используемого программно-методического обеспечения.

При этом важно понимать, что разделы «содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» и «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» должны быть унифицированными.

Слайд 19,20

Исходя из новых требований достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. В портрете выпускника должны отражаться качества личности ребенка и степень их сформированности.

В разделе «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

• эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия совзрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Вот такого ребенка мы должны выпускать из ДОУ.

Слайд 21

Наиболее часто задаваемые вопросы:

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

Что касается расписания занятий, методистами рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т. д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.

Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?

Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)

Слайд 22

Хочу обратить внимание на некоторые нормативные документы:

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении")

2. П р и к а з Министерства образования и науки российской федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - программа развития» - уникальный документ для разработки «Программы развития учреждния»

3. П р и к а з Министерства образования и науки российской федерации от 07.06.2012 г. №1443 «Об утверждении Примерного положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования»

- Число детей на Логопункте не должно превышать 20 воспитанников образовательного учреждения на 1 ставку учителя-логопеда

- Занятия с детьми в Логопункте могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику.

4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

Разъяснения в Письме Росздравнадзора от 26.10.2011 №04И-1000/11 "О лицензировании": "Предоставленные лицензии на медицинскую деятельность согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ №99 действуют бессрочно. Ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу ФЗ (3 ноября 2011г.) также действуют бессрочно. Действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению (переоформленные лицензии будут действовать бессрочно)".

С 1-го января 2011г. лицензии на образование стали бессрочными, поэтому на данный момент Организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности с ограниченным сроком действия, необходимо получить бессрочную лицензию, после чего Организация получит свою лицензию на ведение образовательных программ без ограничения срока действия.

ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ действующей образовательной лицензии на бессрочную происходит в уведомительном порядке через Одно окно.

Комплект документов для переоформления образовательной лицензии на бессрочную:

1. Заявление

2. Нотариальная копия лицензии и приложения

Публикации по теме:

Проект «Маленький селянин» .

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Особенности структуры образовательной программы и воспитательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 08:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...