«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР

Надежда Беломестнова
«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР

Автор :Беломестнова Н. М.

Программа дошкольного логопункта представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а также его социализации.

В основе создания этой программы использовался опыт работы в дошкольном логопункте.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определенную специфику работы.

В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в проведении с детьми коррекционно-развивающей работы.

Однако необходимо принять во внимание, что:

• открытым остается вопрос о методическом и правовом обеспечении: в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне (кроме «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп")

• происходит значительное увеличение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;

• группа детей для занятий очень разнопланова. В последнее время прослеживается тенденция на утяжеление речевого дефекта (ФФНР с дизартрическим компонентом, ОНР, задержка темпа речевого развития и т. п.) у детей массовых групп. Группа детей с чисто фонетическими нарушениями немногочисленна;

• форма занятий в основном индивидуальная или в малых подвижных микрогруппах;

• воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп, так что процесс закрепления материала ложится на плечи логопеда и родителей;

• целью работы логопеда на логопункте является коррекция фонетического дефекта, что не подходит для ребенка с общим недоразвитием речи или для ребенка с замедленным (индивидуальным) темпом речевого развития.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР, — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление, так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4—5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку». Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития учебных умений и навыков, целесообразнее начинать его с 4,5-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»

(Л. С. Выготский).

Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

ЦЕЛЬ программы –

—сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях

создать такуую развивающей среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей, предупреждение трудностей в речевом развитии и своевременного преодоления, у детей среднего и старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях логопункта ДОУ.

Раскрыть потенциальные возможности личности ребенка - логопата, через речевую среду. Обеспечить эмоциональное благополучие детей - логопатов. Предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

При определении задач коррекционной работы исходным моментом служит стартовая психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушения речи – клинико – и психолого – педагогическую.

Для достижения цели решается РЯД

ОБЩИХ взаимосвязанных ЗАДАЧ

:

• Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознании и выявлении неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной классификации.

• Вторая – профилактическая – в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.

• Третья, собственно коррекционная, задача, состоящая в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности

задачи логопедической работы

в каждой из групп:

• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

• воспитание артикуляционных навыков звуко-ния и развитие слухового восприятия;

• подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

• воспитание грамматически правильной связной речи;

• формирование навыков учебной деятельности;

• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами

детской поликлиники и медицинских учреждений.

Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с октября по начало мая. В итоге нарушается последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников. При составлении планирования логопедической работы следует учитывать названные причины и обусловленные ими трудности коррекционно-развивающего обучения в дошкольном логопункте.

Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться по усмотрению логопеда. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме. С детьми проводятся комплексные занятия в детском саду, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:

• интерес к логопедическим занятиям;

• звукопроизношение;

• фонематическое восприятие;

• артикуляционный праксис и мелкую моторику;

• речевое дыхание;

• психические процессы (память, мышление, внимание);

• лексико-грамматические категории;

• связную речь.

Заключение

Данная программа дошкольного логопункта доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению и социализации в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Зачисление детей на занятия проводит логопед по результатам обследования. Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте с ФФНР и ОНР в группе 10—12 человек в возрасте от 5 до 6,5 года. Продолжительность подгрупповых занятий 20 – 25 мин, микро – группы 10-15 мин., цикл занятий рассчитан на 8 месяцев. Частота занятий в дневное время- 1 раз, а 1 раз в месяц — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию. Сроки логопедической работы могут варьироваться:

•ФФН — 1 год;

•ОНР IV у. р. р. — 1 — 1,5 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. После завершения коррекционно-развивающей программы проводится повторное диагностический – мониторинг критериев уровня развития ребенка.

Критерием - эффективности программы

, является шкала речевой активности, продуктивного текстового сообщения, преодоления фонологического дефицита, что подтверждает расширение коммуникативных возможностей речевой деятельности у детей – логопатов.

Публикации по теме:

«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие «Рече – кубики» по коррекции лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Этикет
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР
Опубликовано: 20 января 2014 в 16:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» Праздничная газета второй младшей группы. Фотоотчёт. Балукова Н. 2017 г.
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...