Айгуль Динишева
Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста посредством системы физкультурно-оздоровительной работы
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе разделены на: стимулирование и сохранение здоровья; обучение здоровому и правильному образу жизни. Цели их использования предельно ясны. Они необходимы для того, чтобы воспитанники садов стали более активными, у них сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать.
Публикация «Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста посредством системы физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
Задачи здоровьесбережения :
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
В работе с детьми во второй группе раннего возраста мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии :
В группе создан центр физического развития с различным оборудованием, в том числе сделаные своими руками.
Утреннюю гимнастику проводим ежедневно 4-5 мин. до завтрака с музыкальным сопровождением, в игровой форме: «Какие мы ловкие», «Кукла Катя пришла посмотреть, как ребята занимаются», «Мы здоровые и ловкие» и др. Музыка сопровождает каждое упражнение.
Физкультминутки проводим с целью снижения утомляемости на занятиях. Физкультминутки : «Мишка косолапый…», «Солнышко», «Котик» и др. проводятся по мере необходимости, с целью поддержания умственной работоспособности.
Физкультурные занятия с детьми группы проводим 3 раза в неделю по 10 минут. Формы проведения занятий: традиционные, сюжетно- игровые «В гости к Зайке», «Как стать сильными и ловкими». Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета у детей. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Дети выполняют каждый день бодрящую гимнастику после сна, хождение по массажным и солевым дорожкам, так же использовали сладкие льдинки (2 раза в неделю). Комплекс бодрящей гимнастики составляется один на две недели. Они запоминают упражнения и без труда и с радостью их выполняют. Перед сном проводятся закаливающие мероприятия (полоскание горла, сон без маек). Все это способствует укреплению детского организма, повышение иммунитета.
Проводятся различные игровые ситуации «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку», «Как лечили мишку», «Кукла Катя заболелах» и др.
Подвижные игры проводятся ежедневно «Догони мяч», «Птички и кошка», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята».
С помощью игр, игровых упражнений мы учим детей мыть лицо, руки, подворачивать рукава, пользоваться мылом. Используем проблемные игровые ситуации «Чистота и здоровье», «Когда надо мыть руки?», «Что значит быть здоровым?», «В гостях у Айболита», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Ежедневно проводятся пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей являются : организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе разработана нами система мероприятий, к которым относятся:
консультации для родителей («Развиваем мелкую моторику рук» и т. д., у родителей появилась заинтересованность в развитии мелкой моторики рук.
папки-передвижки («Витамины- это сила», родители ознакомились полезностью овощей и фруктов.
беседы (Пальчиковая гимнстика, закаливание).
Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек.