МААМ-картинки

Конспект занятия «Откуда берётся мёд»

Ольга Бебенова
Конспект занятия «Откуда берётся мёд»

Задачи:

1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида пчелы, жизненных проявлениях, их отличии от других насекомых.

3. Формировать представления о том, что пчелы — полезные насекомые (собирают цветочный сок — нектар, из которого получается мёд).

4. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, умение высказывать свои мысли.

5. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

6. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Материал:

Публикация «Конспект занятия „Откуда берётся мёд“» размещена в разделах

Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечики, пчёлы, стрекозы); соты (настоящие); коробка — подарок; банка с мёдом; цветок; нарисованные на картоне улей и дупло; вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки; на каждого ребенка — кисточка, гуашь желтого цвета; нарисованные на бумаге ячейки сот.

Предварительная работа: беседа о насекомых, загадывание загадок, чтение стихотворений о пчёлах, рассматривание иллюстраций с изображением пчёл, проведение игр (дидактические и подвижные, лепка пчелы.

Словарная работа: нектар, углеводы, ферменты, соты, улей, пасека, пасечник.

Методические приё мы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, художественное слово воспитателя, чтение стихотворения детьми «Откуда мёд берётся…», беседа о пчёлах, динамическая пауза, закрепление материала в игровой ситуации, творческое задание, итог занятия.

Ход проведения:

Воспитатель коллегам: Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию Мастер – класс на тему: «Откуда берётся мёд…» для детей старшего дошкольного возраста. Мастер – класс, включает в себя несколько этапов.

На первом этапе, я ставлю перед собой следующие задачи: эмоциональная подготовка детей к восприятию материала, вызвать интерес к окружающему миру, создание проблемной ситуации перед детьми.

(Дети под музыку входят в группу и садятся на ковер)

Воспитатель: Доброе утро, дети! По выражению ваших лиц видно, что раннее утро у вас было действительно добрым. Ребята, к нам сегодня пришёл гость. Впрочем, догадайтесь кто. А для этого отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой,

В теплой шубе меховой,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Дети: Это - медведь!

Воспитатель: Этого медвежонка зовут Мишутка.

(Медвежонок здоровается с детьми).

Воспитатель: Ты проснулся! Что случилось?

Мишутка: Заболел, да и мёда захотел.

Воспитатель: А что ты держишь в руках?

Мишутка: Бочонок для мёда. Я знаю, от простуды помогает мёд.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Но где взять мёд, я пока не знаю, ведь я ещё маленький.

Антон: Где же нам взять мёд? Откуда он берётся?

Воспитатель коллегам: На следующем этапе я ставлю задачи: расширять представления детей о пчёлах – особенности внешнего вида, жизненные проявления; развитие речи за счёт чтения стихотворений; обогащение словарного запаса детей за счёт терминов – нектар, улей, соты, пасека, пасечник; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Воспитатель: Мишутка предлагает вместе с ним отправиться в «медовое путешествие» и узнать, откуда берётся мёд.

Дети читают стихотворение «Откуда берётся мёд».

Катя Б. Откуда мед берется?

Быть может от коров?

А может от лошадок?

От вредных комаров?

Егор А. А может бурый мишка

Его приносит нам?

Но мишка мёдик любит,

И кушать будет сам.

Арина К. Откуда мед берется

Мне дедушка сказал.

И маленькую пчелку

Мне в книжке показал.

Антон В. На поле есть цветочки,

И есть они в лесу.

А пчелка собирает,

Со всех цветов пыльцу.

Вика Л. Потом относит в улей

И делает там мед,

Который мама купит

И в банке принесет.

Вика Ф. Люблю я мед душистый.

Он сладенький такой!

Его я буду кушать,

И вырасту большой!

Воспитатель: Ребята, так откуда же берётся мёд?

Дети: Его дают пчёлы! Они берут его из цветов!

Воспитатель: Правильно его делают пчёлы. А как выглядит пчела? Найдите её на картинке.

( Показываю картинку с изображением насекомых: муха, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка и пчела).

Дети: Вот она! Жёлтая, в черную полоску. У неё шесть лапок. Есть усики. Она красивая!

Воспитатель: Это так! Давайте подробно рассмотрим строение пчелы. Кто мам расскажет?

Дети: У пчелы голова, крылышки, грудь, полосатое брюшко и ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок, тем самым опыляет растения, и на них в дальнейшем созревают семена. У пчёлки большие глаза и сильные челюсти, которыми она размягчает воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками, им пчела всасывает нектар.

Воспитатель: Вы, знаете, что пчёлка может очень больно ужалить, ведь в её брюшке прячется острое жало. Так она защищается от врагов. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает.

Скажи, пожалуйста, Вика, как ты думаешь, откуда берётся мёд?

Вика Л. Собрать нектар летит пчела,

Тончайшим хоботком,

Ей приготовленный с утра,

Раскрывшимся цветком.

Душистый и целебный сок,

В дом — улей унесет,

И детям, как наступит срок,

Подарит вкусный мёд.

Воспитатель: Молодец, Вика. Люди называют пчёл хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчёлка.

В старину пчёл называли «Божьими угодницами», потому что они дают людям не только мёд. Что ещё полезного пчёлы дают человеку?

Дети: Пчёлы дают людям ещё воск, из которого делают церковные свечи и пергу, которую используют в народной медицине – лечат разные заболевания.

Воспитатель: Молодцы! Это действительно так. В те далёкие времена люди ещё не строили для пчёл специальных домиков. Пчёлы устраивали свои гнёзда в дуплах старых деревьев – бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством.

Раньше люди брали мёд у лесных пчёл, диких пчёл. Со временем этих насекомых «приручили». Каким хозяйством люди стали заниматься?

Дети: Люди стали заниматься пчеловодческим хозяйством.

Воспитатель: Как можно по-другому назвать пчеловодческое хозяйство?

Дети: Пасека – пчеловодческое хозяйство с ульями. Та часть луга, где расположены ульи, называется пасекой.

(показ иллюстраций с изображением пасеки)

Воспитатель: Где обычно располагают пасеку?

Дети: Пасеку обычно располагают на сухом месте, хорошо защищённом от ветра невысокими деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Ребята, а кто ухаживает за пчёлами? Это человек, какой профессии?

Дети: За пчёлами ухаживает человек – пасечник.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Интересно, какой образ жизни ведут пчёлы? Кто нам расскажет?

Дети: Пчёлы живут большими семьями в специальных домиках – ульях. Ранним летним утром из улья вылетают несколько смелых пчёлок на разведку. Потом разведчицы возвращаются в улей, и начинают танец. Другие пчёлы наблюдают за ними и понимают язык их движений. Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья за пчёлами-разведчицами.

Воспитатель: Ребята, кто ещё живёт в улье кроме рабочих пчёл?

Дети: В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Её окружает целая свита придворных пчёл. Они кормят матку и ухаживают за ней.

Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд. Она откладывает яички в восковые ячейки, а в начале лета из ячеек появляются молодые пчёлки.

Воспитатель: Всю пчелиную семью кормят рабочие пчёлы. Каждое летнее утро они вылетают на сбор нектара - сладкой жидкости, которая вырабатывается цветущим растением. Что же дальше происходит?

Дети: Специальным хоботком пчелы выбирают нектар, наполняют им свой медовый желудочек и с этой ношей возвращаются в улей. В улье рабочая пчела передает собранный взяток другой пчеле - приемщице, которая перекачивает его в свой медовый желудочек и некоторое время хранит там. Затем пчела находит свободную восковую ячейку - соты (соты пчелиные, восковые постройки пчёл, предназначенные для хранения запасов корма - мёда и выращивания потомства; являются также гнездом пчелиной семьи) и откладывает в нее каплю обработанного ею нектара. Но это еще далеко не мед. Чтобы эта капля стала медом, пчелам нужно поработать еще. В процессе кропотливого труда происходит волшебное превращение: нектар обогащается полезными веществами. Когда, наконец, это превращение заканчивается, пчелы запечатывают наполненные созревшим медом ячейки плотными восковыми крышечками.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно рассказали, откуда берётся мёд. А вы знаете, пасечники давно приметили, что по поведению пчёл можно предсказывать погоду. Кто знает примету?

Дети: Когда пчёлы дружно летят к ульям, жди дождя, а если они неподвижно сидят на стенках домика, то будет жаркая погода.

Воспитатель: А с наступлением осени ульи переносятся с пасеки в тёплые сараи на зимовье.

Давайте поиграем. Мишутка очень любит мёд, а значит и пчёлок. Представьте, что вы пчёлы.

Вечером вы собрались на полянке и уснули.

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза).

А утром.

Утром пчёлки проснулись.

(Встают и протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись.

(Улыбаются и потягиваются).

Раз — росой они умылись.

(«Умываются»)

Два — изящно покружились,

(кружатся)

Три нагнулись и присели,

(нагнулись и присели)

На четыре полетели.

(Летают и жужжат).

Воспитатель: Прошу присесть всех «пчелок» на место.

Воспитатель коллегам: На данном этапе поставлены следующие задачи: развитие связной речи детей за счёт полных ответов на поставленные вопросы, активизация внимания, учить устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения, во время игры воспитывать интерес к подвижным играм и умение различать диких и домашних пчёл.

Воспитатель: Посмотрите, какие цветущие луга бывают в деревне! Какие растения вы видите на картине?

(показ иллюстраций с изображением растений)

Дети: Сирень, клевер, черёмуха, малина, липа, гречиха.

Воспитатель: Назовите, какие их этих растений являются деревьями, кустами, травами.

Дети: Клевер, гречиха – трава; малина, сирень – кустарник; липа, черёмуха – деревья.

Воспитатель: Цветущие растения притягивают к себе насекомых.

Назовите, каких насекомых вы узнали? Но не все они будут лакомиться цветочным нектаром. Кто лишний? (Стрекоза питается комарами, мошками; божья коровка поедает тлю).

Кто же из оставшихся насекомых использует цветочный нектар, чтобы получить мёд?

Дети: Пчела.

Воспитатель: Как вы думаете, какие пчёлы живут в дупле?

Дети: Наверное, дикие.

Воспитатель: А в улье?

Дети: Домашние пчёлы.

Воспитатель: Правильно. Дикие — это те пчёлы, которые живут в лесу и строят себе дом в дупле дерева. А за домашними пчелами ухаживает человек. Люди строят для них домики, которые называют ульями (показываю детям дупло, улей).

Воспитатель: Давайте поиграем! Послушайте правила игры.

(В противоположных углах группы устанавливаются «дупло» и «улей»).

Воспитатель: Вы — пчё лы: девочки — домашние, мальчики — дикие. Как только заиграет музыка, все пчелы летают и собирают нектар. Как только музыка заканчивается, пчё лы летят в свои домики: дикие в дупло, домашние в улей (повторить игру 3 раза).

Воспитатель: Молодцы, много мёда собрали!

Присядем на ковер. Мёд очень полезный и вкусный, пчёлы им питаются. А чем он полезен людям?

Дети: Меня лечат им от простуды! Меня однажды натирали медом в бане! Он вкусный, с ним приятно пить чай!

Воспитатель: Мёд помогает при простуде, им лечат раны. Врачи говорят, что если зимой съедать на ночь по чайной ложке мёда, болеть человек будет гораздо меньше.

Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мёд. Сейчас мёд добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчёлы. Можно их ловить и уничтожать, ведь иногда пчела жалит?

Дети: Нет! Ловить и уничтожать их нельзя! Пчелы защищаются, когда жалят.

Воспитатель коллегам: во время выполнения творческого задания закрепляются знания о тёплых и холодных тонах, развитие творческих способностей детей, аккуратно работать с гуашь и с кистью, следить за осанкой.

Воспитатель: Пчелки, узнав о том, как вы много о них знаете, в знак благодарности подарили нам улей. Что там не хватает?

Дети: Соты в нем пустые, без мёда.

Воспитатель: Давайте сядем за столы, возьмём гуашь и наполним «мёдом» пустые «соты».

Дети: Хорошо! Давайте!

Воспитатель: Какой цвет нам понадобиться? Жёлтый – это холодный или тёплый тон?

(Дети работают за столами с гуашью, выбрав соответствующий цвет. Во время рисования воспитатель следит за тем, чтобы они правильно держали кисти. Обращает внимание на осанку детей).

Воспитатель: (после окончания работы)

Молодцы, ребята! А теперь поместим соты в улей.

(Дети помещают рисунки в макет улья, создание панно «Улей»).

Воспитатель коллегам: в заключительной части подводится итог занятия, где ещё раз происходит закрепление полученных знаний, развитие воображения и речи детей.

Воспитатель: Ребята, теперь мы все знаем, откуда берётся мёд! Домашние пчёлы прислали нам чудесный подарок. Здесь что-то твердое и тяжелое.

(Из коробки достаю банку с медом, открываю её, и нюхаю содержимое).

Воспитатель: Понюхайте и скажите, что напоминает этот запах?

(Даю всем детям понюхать мёд, выслушиваю ответы детей).

Дети: Запах травы! Очень напоминает конфеты! Лесными цветами!

Воспитатель: Догадались? Что это?

Дети: Это мёд!

Воспитатель: Чудесный подарок!

Дети: Чудесный подарок!

(Воспитатель собирает детей вокруг себя).

Воспитатель: Наше «медовое путешествие» подходит к концу. Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой?

Дети: Очень трудно! Чтобы запасти мёд, надо много раз лететь к цветам!

Воспитатель: Что нового узнали? Где новое пригодится?

Дети: Мы узнали о пользе мёда. Увидели домик пчел и диких и домашних.

Узнали, что пчела очень полезное насекомое. Чтобы пчела не укусила, её нельзя дразнить!

Воспитатель: С какими новыми словами мы с вами познакомились? Что они обозначают?

Молодцы!

Е. Французова

Катя Б. Деловита и смела

Золотистая Пчела,

Полосатая трудяга

Много пользы принесла!

Только тех, кто любит труд,

Люди «пчёлками» зовут,

Их в пример повсюду ставят,

И в помощники зовут.

Рома В. Только утро настаёт-

Отправляются в полёт,

У пчелиного народа-

Каждый сам себе пилот.

Здесь процесс не зря идёт-

Собирает пчёлка мёд.

И цветочный, и горчичный,

И любой, какой найдёт.

Только липа расцветёт,

То с неё целебный мёд,

Для лечения простуды

Пчёлка мигом соберёт!

Их профессия - летать.

Мёдом соты насыщать,

Да ещё мохнатым брюшком,

И растенья опылять.

Вика Л. Тех, кто презирает труд,

Всюду «трутнями» зовут,

Ведь они, как трутни в улье,

Мёду в соты не несут.

Почему же стал реветь

Разобиженный Медведь?

Запустил он лапу в улей.

Чтобы лакомства поесть!

За подобные дела,

Жалит каждого Пчела,

Потому что не за этим

Мёду в соты принесла!

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Мишутку! Хорошо работали! Медвежонок приглашает всех попить чай с мёдом.

Список использованной литературы

1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомство с окружающим миром. Творческий центр Сфера, М. : 2011 г.

2. Катаева Л. И., Козлова С. А. Мой мир: Приобщение детей к социальному миру. М. : 2000 г.

3. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? Кн. для воспитателей и родителей. М. : 2007 г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия старшей группы «Откуда хлеб к нам пришел» Конспект интегрированного занятия старшей группы «Откуда хлеб к нам пришел» Программные задачи: Воспитывать уважение к хлебу, народному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Откуда ты, бабочка?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Откуда ты, бабочка?» Цель: познакомить детей с происхождением на свет бабочки.

Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Кривоусова Елена Викторовна Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценный продукт питания,.

Мастер-класс. «Пламенный мотор, или откуда берётся энергия».Мастер-класс. «Пламенный мотор, или откуда берётся энергия». МАСТЕР-КЛАСС. «ПЛАМЕННЫЙ МОТОР, ИЛИ ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭНЕРГИЯ». С точки зрения нейропсихологов, многие проблемы ребёнка (плохое настроение,.

Конспект занятия «Откуда берется звук?»Конспект занятия «Откуда берется звук?» Пояснительная записка: К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Откуда хлеб пришел» Слайд 1 Откуда Хлеб Пришел? Педагог загадывает детям загадку Рос сперва на воле в поле Летом цвел и колосился А когда обмолотили, Он в зерно.

Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришел?» Откуда к нам хлеб пришел? Программное содержание: Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу; Познакомить детей со значением хлеба для.

Конспект занятия «Откуда произошло слово. Лесное путешествие» Откуда произошло слово. Лесное путешествие. Подготовлено совместно с логопедом Федоровой С. Н. Цель: -Вызвать у детей интерес к слову;.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда берётся кисель?»Познавательно-исследовательский проект «Откуда берётся кисель?» Познавательно – исследовательский проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему: «Откуда берётся кисель?» Автор: Соколова.

Театрализованное представление «Откуда берётся хорошее настроение» по мотивам сказки А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок»Театрализованное представление «Откуда берётся хорошее настроение» по мотивам сказки А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» Сценарий театрализованного представления "Откуда берётся хорошее настроение" по мотивам сказки А. Линдгрен "Пеппи длинный чулок". Разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Откуда берётся мёд»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 23:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД