Получи документы

«Откуда хлеб пришёл». Занятие для детей старшего возраста.

татьяна сергиенко
«Откуда хлеб пришёл». Занятие для детей старшего возраста.

«Откуда хлеб пришёл»

Занятие для детей старшего возраста.

Программные задачи:

• Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку.

• Формировать знания о последовательности выращивания хлеба.

• Продолжать знакомить детей с родным краем, его населением, трудом, которым занимаются люди.

Публикация «„Откуда хлеб пришёл“, Занятие для детей старшего возраста,» размещена в разделах

• Уточнить и закрепить знания детей о сельскохозяйственной технике, которая необходима для выращивания и сбора урожая.

• Развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику детей.

• Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.

• Закрепить названия хлебобулочных изделий.

• Прививать любовь к родному краю.

Словарная работа:

Активизация словаря: хлеборобы, зерновые культуры, комбайн, самосвал, сеялка, сушилка, хлебобулочные изделия.

Обогащение словаря: агротехника, элеватор, борона, житница.

Оборудование: разнообразные колосья и зёрна; мука, хлебобулочные изделия, изделия из соломки, ступка, пестик, мультимедийная установка, ноутбук, ручная и электрическая кофемолки.

Ход занятия.

I часть.

-Ребята, в какой стране мы живём?

- А в каком городе?

- А как называется наш край?

(Краснодарский, Кубань).

- А кто мне скажет, чем знаменита наша Кубань?

(климатом, тёплыми морями, трудолюбивыми людьми, богатыми урожаями)

-Да, мы живём в богатом, плодородном краю. А вы знаете, что наш край называют житницей России? Слово житница происходит от слова жито, что означает рожь, хлеб, закрома Родины.

- А теперь давайте подойдём к столу. Посмотрите на него и скажите, что на нём лежит? (булки, бублики, сушки, хлеб).

- Как мы можем назвать всё это одним словом?

(хлеб)

Чтение стихотворения Погореловского.

Вот, он –хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он –тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал, пришёл.

В нем – здоровье, наша сила, \

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

- Ребята, а вы любите хлеб?

-Какой он бывает?

(мягкий, свежий, душистый, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый).

- Правильно, хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и полезный.

II часть.

-Скажите, а как же хлеб попал к нам на стол?

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.

Презентация +комментарии.

1 слайд.

Это – зёрна пшеницы.

2 слайд.

Весна – горячее время для работников сельского хозяйства. Пришла пора сеять хлеб. Но сначала надо вспахать землю. На поле выезжают трактора, к которым прицеплены плуги. Они и вспашут, т. е. перекопают землю.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

3 слайд.

А раньше землю пахали вот так, при помощи ручного плуга, который тащила лошадь.

4 слайд.

Но просто в перепаханную землю зерно сеять было нельзя – уж очень большие и тяжелые комья земли оставлял после себя плуг. Это борона. С её помощью разбивают комья земли, чтобы она стала мягкой, пушистой.

5 слайд.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Это современная сеялка, а раньше зерно сеяли так.

6 слайд.

Сеятель.

7 слайд.

Появляются первые всходы. Но сначала они похожи на обыкновенную травку.

8 слайд.

Потом в этих травинках можно разглядеть маленькие колоски, только они ещё зелёные.

9 слайд

Греет солнышко, идут дожди, ухаживают люди, колос наливается, поспевает, становится золотистым.

10 слайд.

Отчего ты рожь золотая? -

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят,

- Золотые руки растят.

11 слайд.

Вот так проверяют, поспело ли зерно в колосе. Это рабочие руки. Те самые золотые руки, которые растят хлеб.

12 слайд.

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

Так выглядят хлебоуборочные комбайны.

13 слайд.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

14 слайд.

А это элеватор, или зернохранилище. Раньше зерно хранили в амбарах, а теперь ему построили настоящий комфортабельный дом, где поддерживается определённая температура, влажность, созданы другие необходимые условия.

15 слайд.

Но сначала зерно надо немного просушить.

16 слайд.

Затем его отправляют в бункеры элеватора.

17 слайд.

Ещё раз посмотрите на элеватор.

18 слайд.

Для того, чтобы зерно стало хлебом, из него нужно сначала сделать муку.

19 слайд.

Раньше муку мололи на ветряных мельницах.

20 слайд.

Сейчас это современное оборудование.

21 слайд.

Но и мука ещё не хлеб. В неё нужно добавить воду, сахар, соль, дрожжи и другие продукты.

22 слайд.

Замешивают тесто.

23 слайд.

И ставят выпекать. Это современная печь.

24 слайд.

А раньше хлеб пекли вот в таких печах.

25 слайд.

А почему хлеб разного цвета? Да, для его приготовления используют разное зерно. Например, белый хлеб пекут из пшеницы, а ржаной – из ржи.

26 слайд.

Из зерна делают не только хлеб, но и крупы, из которых потом варят каши.

I I I часть.

- Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся.

IV часть.

- Ребята, я прошу вас подойти к следующему столу. Посмотрите, что это? (мука) Посмотрите на неё, потрогайте, попробуйте и скажите, какая она?

-А сейчас я предлагаю вам самим седлать муку. (дети растирают пшеничное, ячменное, овсяное зёрнышко, говорят, какая мука у кого получилась).

- У меня есть две мельницы: ручная и электрическая. Давайте смелим на них наши зёрнышки. Какой же способ быстрее, легче и эффективнее? (Рассуждения детей).

-В народе говорят «Делу – время, потехе – час»

Муку мы сделали, теперь пора и отдохнуть. Давайте пускать мыльные пузыри! Только не обычным способом, а через соломинку, как это делали в старину.

V часть.

Во все времена хлеб был основным продуктом на столе, без него не садились кушать. И поэтому люди всегда беспокоились, переживали, будет ли урожай., Весь год они наблюдали погоду, природные явления, чтобы узнать, не грозит ли им голод. Я сейчас вам назову в какое время года что людям предвещало урожай.

Приметы.

Осенние приметы:

• Если лист с дерева ничком ложится – к урожаю на будущий год.

• В ноябре коли снегу надует – хлеба прибудет, вода разольётся – семя наберётся.

• Коли лёд на реке в ноябре грудами – будут хлеба груды.

Зимние приметы:

• Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля, то это к урожаю.

• Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето, коли останется промежуток – к урожаю.

• Если в январе висит много частых сосулек, очень длинных – урожай будет хороший.

Весенние приметы:

• Если весной дружно тает лёд и снег, дружно бежит вода – к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано.

• Если весной после разлива лёд остаётся на берегу, год будет тяжёлый, урожай плохой.

• Если весной журавли летят высоко – уродится просо.

• Много цвета на черёмухе – к сырому лету, жди хороший урожай ржи.

• Мокрый апрель – хорошая пашня.

• Овё с говорит: «Топчи меня в грязь, тогда буду я князь!»

• Коли в мае дождь – будет и рожь.

Летние приметы:

• Июньское ведро колосит хлеба.

• Гром в июне – к хорошему урожаю.

- А какие вы знаете пословицы, поговорки о хлебе?

Пословицы, поговорки.

Хлеб - наше богатство

• Не трудиться - хлеба не добиться

• Хочешь, есть калачи, не сиди на печи

• Кто не работает - тот не ест

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

• Без хлеба – нет обеда.

• Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

VI часть.

- Давайте ещё немного поиграем?

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

VII часть.

-О почтительном, бережном отношении людей к хлебу, об их желании как можно бережнее к нему относиться, говорят и народные промыслы. Люди используют в пищу только зерно, но даже солому они не могли позволить себе выбросить. Из неё делали кукол, другие игрушки, а ещё настоящие картины.

Показ изделий из соломки.

VIII часть.

Склонила тяжё лую голову рожь:

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля, что была моим домом

И сильным рукам, моим старым знакомым.

- Ребята, так давайте ещё раз вспомним, люди каких профессий трудились над созданием хлеба. (агроном, грузчик, тракторист, комбайнёр, мукомол, пекарь, водитель и др.)

Вносится каравай.

- Вот результат труда всех этих людей. Теперь, ребята, вы знаете, каким трудом достаётся людям хлеб. Так как же мы должны к нему относиться?

(доедать, брать столько, сколько необходимо, нельзя бросать на пол, на землю, Нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба).

- Ведь было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной Войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т. д. И такой хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди берегли каждую крошку, потому что понимали, что хлеб – это их жизнь.

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб -это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

“Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал”.

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Откуда хлеб пришел» Итоговое занятие. Беседа «Откуда хлеб пришел». Пашут каждую весну Подвышают целину Сеют, жмут, ночей не спят С детства знай как хлеб растят. Хлеб.

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб»Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб» Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб».Программное содержание: уточнить и закрепить представление детей о выращивании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Откуда хлеб пришёл». Занятие для детей старшего возраста.
Опубликовано: 26 сентября 2012 в 17:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД