Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Галина Гавазюк
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Обратимся к показателям состояния здоровья дошкольников. По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания, на четвертом и далее - болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, костно-мышечные патологии.

В последние годы растёт инвалидность. Если в 1995г. на 1000 человек населения приходилось 150 инвалидов детства, сегодня – 260.

При поступлении в детский сад значительное число детей от 20 до 50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы.

Всё сказанное убедительно показывает, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему. Выделить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определённое время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой разные элементы физкультурно-оздоровительной работы, максимально упрощая её. Психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я использую игровые упражнения для оздоровления и профилактики заболеваний. Ведь игра, при умелом её использовании, способна творить чудеса. Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии, способствующее эмоциональному сближению взрослого и ребёнка, когда педагоги и родители в процессе игры проявляют к ребёнку внимание, любовь, заботу, ласку. В рамках работы по оздоровлению дошкольников я использую игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и лечат.

Основная цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей и педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей. Эта работа способствует решению целого комплекса задач.

Создает условия для разнообразной двигательной активности воспитанников, обогащает представления детей о необходимости движений, позволяет использовать в повседневной практике адаптированные спортивные игры и упражнения, способствует формированию умений и развитию физических качеств, побуждает детей к творчеству в двигательной деятельности.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей или проведенной учебной деятельности, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для максимального эффекта следует обращать внимание на пояснения к играм. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет. Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.

В оздоровительной работе с детьми мною используются:

игры на формирование правильной осанки, которые способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника;

игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний. Они восстанавливают носовое дыхание, проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.

игры на преодоление последствий болезней сердечно-сосудистой системы, они повышают согласованность нервно – регуляторных механизмов кровообращения;

игры, направленные на исправление прикуса. При таких систематических упражнениях возникает новый динамический стереотип (привычка говорить, жевать и т. д.);

игры, направленные на преодоление плоскостопия, которые способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы;

игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний, они помогают ребенку обрести уверенность в себе, улучшить психическое здоровье, повысить неспецифический иммунитет;

игры на преодоление ожирения, которые проводятся для повышения интенсивности обменных процессов и увеличения энергетических затрат организма;

игры для преодоления отставания в психомоторном развитии у часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями,

они помогают устранить отставание в развитии и направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползанья и т. д.

Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры, по моей рекомендации, проводят воспитатели во время всех без исключения режимных моментов, а также родители дома. Таким образом, процесс оздоровления детей проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий, а инструктор по физвоспитанию становится координатором такой работы.

Публикации по теме:

Закаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажаЗакаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажа Закаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажа. Древнегреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека… таит в себе.

Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Опубликовано: 15 марта 2013 в 15:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...