Лучший педагог года

«Ознакомление детей с историей военных событий». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Валентина Наговицына
«Ознакомление детей с историей военных событий». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста.

Все специально организованные занятия проводятся и планируются в разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Познавательное развитие».

Я расскажу о том, какая работа проводилась у нас с детьми помимо программных занятий, обычно накануне празднования Дня Защитников Отечества и Дня Победы.

Публикация «„Ознакомление детей с историей военных событий“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах

Когда начинаешь разговор с детьми о войне, становится понятно, что они уже кое-что знают об этих событиях : либо они слышали чьи-то рассказы, либо смотрели какие-то фильмы. Поэтому мы дополняем услышанное, обобщаем и говорим о том, что День Победы – наш великий праздник. Мы сохраним и пронесём сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Читаем стихотворение:

Давно закончилась война,

Цветут цветы в родном краю,

Но будет вечно жить солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

Конечно же, на первом месте в этой работе стоит художественная литература. У нас в группе имеется достаточно книг, чтобы познакомить детей с подвигами защитников Отечества. Одна из них - «Девятьсот дней мужества» В. Воскобойникова. В ней несколько рассказов о защитниках Ленинграда. Но мы, читая эту книгу, дополняем её стихотворениями, воспоминаниями из других источников. Вот, например, рассказ «Дневник Тани Савичевой», из которого узнаём о печальной истории ленинградской школьницы, у которой вся семья умерла от голода. Рассказываем детям о том, как в то тяжёлое время дети учились в школе. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. (Объясняем детям). А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе:

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

И здесь уместно завести разговор о цене хлеба. Читаем стих. Х. Сапарова:

Прошу тебя: не оброни, сынок,

Когда лепёшку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелёгким каждая лепёшка.

Не раз прощал тебе я озорство.

Я знаю: детство без игры нелепо.

Но не смогу простить лишь одного –

Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

В рассказе «Максим Емельянович Твердохлёб» говорится о подвигах тех, кто доставлял продукты в Ленинград по «дороге жизни» через Ладожское озеро. После прочтения рассказа читаем стих. О. Берггольц:

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре :

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

После чтения и обсуждения рассказа «Немой мальчик» (о том, как после одного из обстрелов привезли в детский дом мальчика) читаем стих. Ю. Андрушенко:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет!

После знакомства с рассказом «Боец бытового отряда» (о том, как трудились люди в военное время на заводах) говорим о том, что к станкам, наряду со взрослыми, вставали девочки и мальчики, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Стих. О. Берггольц:

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Последний рассказ в этой книге – «Ленинградский салют» - об освобождении Ленинграда. (Т. е. в книге прослеживается подвиг защитников города от начала до конца войны). Читаем стих. Ю. Воронова «Гремит салют» :

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

Также с детьми читали следующие книги о героическом прошлом страны: С. Георгиевская «Галина мама», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Почему армия всем родная», Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?», А. Неверов «Маленькие рассказы», «Наша Армия родная».

Когда мы читали перечисленные выше стихи и рассказы, на помощь приходили не только иллюстрации в книгах, но также и набор открыток «Армия, рождённая Октябрём».

Некоторые стихи из книги «Наша Армия родная» и из других источников мы с детьми учили наизусть. Особенно детям нравилось стих. «Подарок» Е. Благининой:

Бабушке Варварушке

Я связала варежки.

Думала – подумала,

Ей дарить раздумала.

Отошлю на фронт бойцу,

Вдруг достанутся отцу!

Будет рад и он, и я,

И Варварушка моя!

Ну, а если не отцу,

Так другому храбрецу.

Будет рад и он, и я,

И Варварушка моя!

Наглядный материал – это плюс в любой работе. После чтения и обсуждения рассказа «Дедушкин орден» из книги А. Митяева «Почему Армия всем родная» показываю детям реальные награды: медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», орден «Отечественная война» и др. Они хранятся в нашей семье, так как наши отцы были участниками войны.

Определённая работа проводилась и с родителями. Это, например, выставка рисунков и плакатов к 23 февраля и 9 мая, в которых принимали участие родители с детьми.

Неотъемлемая часть работы по ознакомлению с подвигом защитников Отечества – это встречи с ветеранами, в которых принимали участие наши дети, участие в концертах к Дню Победы, экскурсия к памятнику. У памятника читаем стих. Г. Новицкой «Герои» :

Спят герои под этой звездой.

Им не страшен ни холод, ни зной.

Их укрыла родная земля

Двадцать третьего февраля

В середине большого похода

Сорок третьего страшного года.

Их нельзя никуда увести,

Можно только цветы принести,

Постоять, помолчать под звездой

И нести эту память с собой!

А по возвращении в детский сад говорим о мире:

Мир – это счастье для всех детей, всех людей. Без мира нет детства, нет будущего. Мир – это детские сады и школы, в окнах которых – солнце.

Пусть с весёлым переливом

Смотрит радуга в окно…

Детство быть должно счастливым!

Детство мирным быть должно!

А перед чтением очередной книги о героях мы говорим детям: «Когда ты прослушаешь эту книжку, сядь в уголок, помолчи немножко, подумай о том, как живёшь ты и как жили дети в те грозные годы. И когда придёт весна, нарви полевых цветов и попроси маму или папу отвести тебя к памятнику погибшим героям. Там ты поклонись низко и положи свои цветы тем, кто подарил тебе счастливое детство. И у тебя станет очень хорошо на душе».

Публикации по теме:

Мы на занятии!Мы на занятии! Мои занятия проводятся по следующим направлениям: развитие речи, чтение и письмо, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных.

Перспективное планирование занятий по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Сентябрь *Хлеб - всему голова! - познавательное развитие; *С чего начинается Родина? - развитие речи; *Что растёт в лесу? - экология; *Осенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление детей с историей военных событий». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 14:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД