МААМ-картинки

«Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»

Жанна Русецкая
«Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»

Педагогический проект

«Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»

для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Русецкой Жанны Викторовны,

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Публикация «„Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности“» размещена в разделах

детского сада общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

г. Лянтор

Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Краткая аннотация проекта.

Настоящий проект разработан педагогом старшей группы №9 МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей г. Лянтор. Участники проекта : дети, педагоги МБДОУ, родители, социальные институты города Лянтор. Проект долгосрочный.

Проект представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий: перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечения, дидактические игры, наглядные пособия, планы сотрудничества с социальными партнерами (МУК «Лянторский хантыйский этнографический музей», «Лянторская центральная библиотечная система», украинское национальное культурное общество «Водограй» и российское национальное культурное общество «Росы Югры», рекомендациями для педагогов и родителей. Ценность педагогического опыта представляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Разработано практическое пособие с объемной содержательной частью, включающее в себя пять краткосрочных мини - проектов : «Путешествуем с Югоркой», «Коренное население ханты», «Профессия нефтяник», «Генеалогическое древо семьи», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».

Актуальность.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность. Анализируя работы ученых, мы выявили, что вопросы формирования познавательного развития находят отражение в исследованиях ученых, однако вопрос ознакомления дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности не исследовался. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. В своей работе мы опирались на утверждение ученого В. Ф. Шкель: «Метод проектов. очень эффективен». Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. С введением Федеральных государственных требований и переходом дошкольного образовательного учреждения на новую общеобразовательную программу «Успех» под редакцией Н. В. Фединой, мы пришли к выводу, что тема по ознакомлению старших дошкольников с родным краем не раскрыта в разделе программы по образовательной области «Познание». При разработке вариативной части основной общеобразовательной программы мы дополнили ее новым содержанием с учетом регионального компонента. Базовым этапом ознакомления дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности мы считаем накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае – Югре. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего города большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности». Нами разработан тематический план проектной деятельности «Ознакомление старших дошкольников с родным краем» по образовательной области «Познание» (Приложение № 1); разработаны паспорта проектов («Путешествуем с Югоркой», «Коренное население ханты», «Профессия нефтяник», «Генеалогическое древо семьи», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!») которые составляют содержательную часть педагогического опыта (Приложение № 2). С 01.03.2011года наше дошкольное учреждение является проектной площадкой Учреждения Российской академии образования «Института стратегических исследований в образовании» по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех», в рамках которого реализовался наш проект «Ознакомление старших дошкольников посредством проектной деятельности».

Степень новизны проекта.

Новизной данного инновационного опыта является организация проектной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы «Успех», позволяющая вовлечь родителей, специалистов в образовательный процесс. Опыт построен по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: информационные – коммуникационные технологии (ИКТ, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; интеграция (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровье сберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье в процессе увлекательных дел.

Данная проблема обусловила выбор темыпроекта : «Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности».

Цель проекта :формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае, городе.

Задачи проекта :

Образовательные задачи:

- формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения;

- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

- осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Развивающие задачи:

- развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, викторины,акции;

- создавать условия для творчества воспитанников и их самовыражения;

- укреплять семейные отношения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Оздоровительные задачи:

-Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

Основное содержание проекта.

Опыт работы представлен в форме образовательного проекта. Апробация проводилась на базе МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Теремок» - проектная площадка ИСИО РАО с 01.03.2011г. (учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании») по реализации основной общеобразовательной программы «Успех». Старшая группа №9 «Ромашка» от 5 до 6 лет являлась экспериментальной, а старшая группа №1 «Звездочки» от 5 до 6 лет - контрольной. Проект «Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности» разработан в соответствии с основными линиями развития дошкольников : познавательно – речевыми, художественно – эстетическими, социально – личностными, физическими. Опыт представлен в виде долгосрочного образовательного практико-ориентированного проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Срок реализации проекта - 1 год (2011-2012 уч. год). Проект представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий: перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечения, дидактические игры, наглядные пособия, планысотрудничества с социальными партнерами (хантыйский этнографический музей, детская библиотека, украинское национальное общество «Водограй» и российское национальное общество «Росы Югры», рекомендациями для педагогов и родителей. Огромную роль в реализации проекта играли родители, социальные структуры города и специалисты дошкольного учреждения. Привлекая данную категорию, мы создали дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявили творческий потенциал всех участников проекта, расширили возможности реализации проекта.

Результатом является комплекс мероприятий, эффективных методов и приемов, направленных на воспитание детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность взрослых и детей.

• Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города).

• Игры.

• Беседы.

• Выставки.

• Просмотр видеофильмов.

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

• Чтение художественной литературы.

• Составление и решение кроссвордов.

• Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря).

• Проведение акций.

С педагогами:

• Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера»,

• Консультация «Воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Педагогическая гостиная: «Путешествуем с Югоркой по родному краю».

• Открытые занятия.

• Самообразование.

• Выступление с докладом.

• Обмен опытом.

• Работа в СМИ.

С родителями:

• Привлечение родителей к участию в проекте.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа города», «Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность- рисунки, поделки из природного материала).

• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов «Выдающиеся люди Лянтора».

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея «Путешествуем с Югоркой».

Проведение акций: природоохранных,милосердных «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица» и

Формами реализации проекта являются :

• Игры.

• Беседы.

• Выставки.

• Просмотр видеофильмов.

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

• Чтение художественной литературы.

• Составление и решение кроссвордов.

• Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря).

• Проведение акций.

Педагогический коллектив включен в образовательный процесс по реализации проекта через проведение :

Консультаций: «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера», «Воспитание нравственности, духовности и интеллекта» и др.

Педагогических гостиных: «Путешествуем с Югоркой по родному краю», «Мы жителя города Лянтор», «Символика города Лянтор», «Семейные традиции».

• Открытые занятия.

• Самообразование.

• Презентация опыта работы

• Обмен опытом.

Родители являлись непосредственными участниками реализации проекта через проведение следующих мероприятий:

• Привлечение родителей к сбору информации.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа города», «Если ты увидишь север - не забудешь никогда».Рисунки, поделки из природного материала).

• Помощь в оформлении коллекций, фотоматериалов, рассказов на тему: «Выдающиеся люди Лянтора».

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея «Путешествуем с Югоркой».

Проведение акций: природоохранных, милосердных «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица» и др.

Практический опыт работы показал, что данная система работы с детьми дошкольного возраста эффективна. Для выявления уровня практической значимости использования проекта был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга на начало и конец учебного года Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Успех» по образовательной области «Познание» в контрольной и экспериментальной группах выявил следующие результаты: уровень усвоения программы в экспериментальной группе №9 на начало 2011 учебного года составило - 76%; в контрольной группе №1 - 53 %. На конец 2012 учебного года освоения программы в экспериментальной группе составило - 86%;в контрольной группе №1 - 76 %. (Приложение № 3).

• Метапредметные результаты. Достигнуты положительные результаты по формированию интегративных качеств воспитанников:2011-2012 учебный год (5-6 лет) – 64 %. (Приложение №4).

Ресурсное обеспечение проекта

Временные рамки реализации проекта :долгосрочный.

Кадровый потенциал дошкольного образовательного учреждения играет решающую роль в обеспечении нового качества образовательного процесса.

Целостное и непрерывное развитие детей происходит в процессе целенаправленного воспитательно-образовательного воздействия.

В МБДОУ детском саду общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей преемственность и непрерывность в содержании воспитательно-образовательного процесса осуществляется благодаря:

• использованию примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех» 2010, руководитель авторского коллектива: Н. В. Федина, канд. пед. наук.

• введению перспективного планирования по теме проекта;

• взаимосвязи и взаимодействию работы всех специалистов при работе с детьми;

• активному сотрудничеству с семьями дошкольников.

Необходимые условия реализации инновационного опыта.

Кадровые ресурсы:

• Заместитель заведующего, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, педагог – психолог,педагоги дополнительного образования, родители.

Материально-техническоеобеспечение:

- Групповая комната для осуществления воспитательно–образовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФГТ.

- Мини – музей в группе.

- Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, приносной экран, ноутбук, DVD проигрыватель).

- Библиотека детской и познавательной литературы.

- Коллекция детских мультимедийных презентаций.

- Интернет – ресурсы, сайт ДОУ

Учебно-методическое обеспечение:

Объемные экспонаты: барельеф «Олени в упряжке», хантыйская кукла «Акань», куклы из меха, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель, макет микрорайона, капля нефти в огранке, макет деревянного хантыйского дома, лабаза;

Архив: герб города, флаг города, символ ОАО «Сургутнефтегаз», видеофильмы о городе Лянторе «В кадре Лянтор», жителях города «20 - летию «Лянторинформ» посвящается», об организациях города, карта города.

Фотоматериал: альбомы «Мой папа – нефтяник», «Если ты увидишь север - не забудешь никогда», «Природа края», «В некотором царстве, в нефтяном государстве», «Ханты – наши соседи», «От Пима до Лянтора», каталог «Хантыйская детская игрушка», «Хантыйская одежда», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы!», наборы открыток с видами города и достопримечательностями: «Сургутскому району – 85», «Лянтор», «А. Комф. Живопись» и др., календари, плакаты.

Творчество горожан: книги местных поэтов и писателей Д. Сергеев «Возвращение», сборник песен Сургутских композиторов «Я люблю этот край просто так…», сборник стихов «С любовью о Лянторе», аудиозаписи.

• консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.

• картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.

Партнеры.

Сотрудники музея, выставочного зала «Культура», библиотек, школ города, «Нефтяного техникума», телерадиокомпании «Лянторинформ».

Целевая аудитория

22 воспитанника средней группы № 9 «Ромашка» - экспериментальная, 21 воспитанник группы №1 «Звездочки». Возраст с 5-до 6 лет.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта Сроки Ответственный

1 Информационный

1 Выявление темы, выбор участников проекта. сентябрь воспитатели

2 Определение целей и задач. сентябрь воспитатели

3 Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации. октябрь воспитатели

4 Разработка и определение критериев оценки результатов. сентябрь - октябрь воспитатели

5 Планирование деятельности реализации долгосрочного проекта. октябрь воспитатели

2 Организационно - практический

1 Цикл мероприятий с участниками проекта :

- Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города).

- Игры.

-Беседы.

-Выставки.

-Просмотр видеофильмов.

-Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

-Чтение художественной литературы.

-Открытые мероприятия

(занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря). в течении года воспитатели, воспитанники, родители

2 -Составление и решение кроссвордов.

-Проведение акций. ноябрь воспитатели, воспитанники, родители

3 - Привлечение родителей к участию в проекте.

- Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

- Создание фотоальбома

«Север – край удивительный».

Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа города»,

«Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).

- Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов «Выдающиеся люди Лянтора».

- Встречи с интересными людьми.

- Проведение акций: природоохранных, милосердных

«Елочка – зеленая красавица»,

«Спасти и сохранить»,

«Подарите им семью!»,

«Моя береза».

- Организация мини – музея

«Путешествуем с Югоркой». ноябрь

в течении года

в течении года

март

в течении года

январь – май

февраль, апрель

октябрь, декабрь, апрель,

май воспитатели, родители

воспитатели, родители, музыкальный руководитель,

эколог

воспитатели, родители,

педагог дополнительного образования по изодеятельности

воспитатели, воспитанники, родители

воспитатели, родители, психолог

все участники проекта

все участники проекта

воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования

4 - Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера».

- Консультация

«Нравственно -патриотическое воспитание в семье».

- Консультация «Воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

- Педагогическая гостиная: «Путешествуем с Югоркой по родному краю».

- Открытые занятия.

-Выступление с докладом на заседании «АРТ – города» по теме:

«Хантыйские мотивы». сентябрь

февраль

май

ноябрь – декабрь

в течении года

декабрь воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатели, педагоги МБДОУ

воспитатели, педагоги, родители, воспитанники

общественность города

3 Презентационный

1 Оформление познавательно – методического пособия

«Учимся вместе!». сентябрь - апрель воспитатель

2 Оформление буклета

«Родной Лянтор». октябрь воспитатели, родители

3 Составление коллажа о северном крае. январь все участники проекта

4 Открытое интегрированное занятие «Северное сияние». февраль воспитатели, воспитанники, педагоги дополнительного образования

5 Совместно с сотрудниками Хантыйского этнографического музея проведение праздника

«Олений праздник». по плану мероприятий воспитатели, сотрудники Лянторского музея

6 Экологическая акция

«Спасти и сохранить». апрель воспитатели, родители,

педагоги МБДОУ

7 Презентация мини – музея

«Путешествуем с Югоркой». май воспитатель

4 Обобщающий

1 Проверка знаний, умений, навыков воспитанников.

Анализ работы над проектом. май воспитатель

Ожидаемый результат.

В результате реализации проекта предполагается получить:

Изменения в ценностных ориентациях:

Познавательные : у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.

Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, сопереживания к родному краю, стране, где он живет. Формируются начала духовности как свойства сознания.

Отношение к явлениям общественной жизнипредставлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в родном городе.

• Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.

• Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды группы детского сада.

• Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий, досугов и других мероприятий.

- Сбор практических материал по всем видам детской деятельности.

- Освоение инновационных технологий.

- Разработка анкет для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

- Формируют практические навыки воспитания детей.

Предметно-развивающая среда:

- Созданы условия для эффективного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

- Разработаны рекомендации по созданию условий для эффективного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.

- Создан мини- музей «Север – край удивительный».

Практическая значимость проекта

- Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей, за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.

- Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.

- Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.

- Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности.

- Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.

Социальный эффект.

В рамках педагогического опыта «Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности» реализовался проект по теме здоровья «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», где активно применялась здоровьесберегающая методика по М. А. Михайловой. С воспитанниками проводились мероприятия: развлечение «В гостях у Айболита», детский праздник «День здоровья», забава «Снежный колобок», игровые закаливающие процедуры с персонажем «Здоровячок». Важным аспектом в реализации проекта является гармонизация отношений взрослых и детей. Разработан план работы с педагогами, родителями: открытое мероприятие «Нефтяная капелька», развлечение «В кругу семьи», мастер – класс «Хантыйские узоры», литературный конкурс «Я имею права» и др., которые способствовали повышению уровня компетентности родителей во взаимодействии с детьми. Непосредственное участие в реализации проекта отведено социальным структурам города: «Лянторскому этнографическому музею», «Детской библиотеке города», МУК «Лянторскому Центру ремесел», национальным обществам «Водограй» и «Росы Югры». В совместной деятельности проведены обзорные экскурсии, мастер-классы, выставки творческих работ, конкурсы, викторины, презентации, которые расширили, дополнили познавательные интересы и запросы детей. Воспитанники группы систематически принимали участие в конкурсах различного уровня (городских, районных региональных, федеральных). Детская результативность оценена призовыми местами и дипломами участников. Данный опыт реализуется в интеграции с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.

Результаты воспитанников.

Опыт применения проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе позволяет говорить о повышении познавательной активности воспитанников, повышении уровня сформированности интегративных качеств. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Доказательством эффективности заявленного опыта являются результаты, полученные в процессе педагогической деятельности. Это участие воспитанников в конкурсах различного уровня: Всероссийский географический конкурс «Я сегодня Магеллан» (1 место по ХМАО - Югре, Саликов Данис, Самойлов Дмитрий, февраль 2010);Всероссийский конкурс детского рисунка «Моя Родина» (3 место по Уральскому Федеральному округу, Соколова Анастасия, апрель 2010г.); Толубаев Тамерлан - автор стихотворения «Веселая нотка», вошедшего в сборник стихов «Проба пера» («Лянторская библиотечная система»,2011г.);Всероссийский конкурс детского рисунка «Жители прекрасного болота» (1 место по ХМАО – Югре Плугатырева Дарья, сентябрь 2012 г.);городской шашечный турнир (2 место Саликов Данис, май 2010г.). Мониторинг эффективности личностных результатов детей по реализации проекта (Приложение № 5).

Считаем важным результатом и возросшую активность родителей в участии жизни детского сада, группы. У семей и воспитанников группы сформирована мотивация к предстоящему школьному обучению. 22 ребенка старшей группы №9 «Ромашка» принесут в школу свои достижения в «Порфолио воспитанника». Можно сделать о перспективности дальнейшей работы по использованию данной технологии, с целью формирования познавательных компетенций у дошкольников.

Педагогический опыт распространилась через:

Обобщение и распространение педагогического опыта «Ознакомление дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»в рамках профессионального сообщества на уровне дошкольного учреждения : презентация проекта «Путешествуем с Югоркой» (педагогический совет №4 от 16.11. 2011 г.); открытое занятие для педагогов и родителей «Карта путешествий» (ноябрь 2011г.).

На региональном уровне:«IX Знаменские чтения». Доклад «Воспитание у дошкольников этики межнационального общения», г. Сургут (март 2010 г.);«X Знаменские чтения». Доклад «Особенности полоролевой игры детей старшего дошкольного возраста», г. Сургут (май 2011 г.).

На муниципальном уровне:конкурсное занятие «Сказки Земли» (Конкурс «Воспитатель года 2008».

На Федеральном уровне: практические материалы размещены на сайте «Воспитатель ДОУ». Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru,2012г.

- Лауреат III степени в международной педагогической интернет - олимпиаде в номинации «наглядное пособие» - «Мой край – моя Родина (г. Москва, сентябрь 2011г.)

- Диплом участника межрегионального конкурса наглядных пособий Саяно-Шушенского государственного природного биосферного заповедника «Растения Сибири» (представлено практическое наглядное пособие «Учимся вместе!».Диплом, октябрь 2011г.);

- Победитель конкурса на получение премии губернатора Ханты – Мансийского округа – Югры в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного учреждения (приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югра, 2008г., Почетная грамота Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа А. В. Филиппенко в номинации «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения».).

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного образовательного процесса (приказ № 361/ к - нот 11 марта 2012 г.).

Наработанный опыт был представлен:

Педагогический опыт «Ознакомление дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности» отражен в научно – методических журналах, научно – практических конференциях, сборниках:

1. Занятие для старшего дошкольного возраста «Нефтяная капелька», профессиональный журнал «Дошкольное воспитание» №5/ 2011 год.

2. Развлечение для детей и родителей «Длинная коса – девичья краса», профессиональный журнал «Дошкольное воспитание» №9/ 2012 год.

3. Комплекс закаливающих мероприятий к проекту «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» (журнал «Ребенок в детском саду» № 5/10 год, № 6/ 10 год, № 1/11 год).

4. Информационно – методический портал «Детские сады Тюменской области» (Диплом участника в онлайн - конкурсе методических работ, «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» (Свидетельство о публикации методического материала «Длинная коса – девичья краса», регистрация СМИ ЭЛ № ФС 77 – 43321 от 28. 12. 2010 г.).

5. Сборник научных статей «VII Знаменские чтения: актуальные проблемы образования и науки», март 2008г. с опытом работы «Возможности формирование познавательной деятельности в дошкольном детстве».

6. Сборник регионально – практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования», ноябрь 2009 г., с опытом работы «Роль воспитателя в становлении личности дошкольника».

7. Сборник научных статей и материалов, с опытом работы «Управление инновационными системами в образовании» (материалы научно – практической конференция «Развитие личностно – профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования», апрель 2010 г.).

8. Сборник научно – практических материалов, статья «Воспитание этики межличностных отношений» (материалы Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики. Теория и практика» Том 2., г. Якутск, апрель 2010 г.).

9. Сборник научно – практических материалов, статья «Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим специально – педагогическим образованием» (материалы III Всероссийской научно – практической конференции «Личностное и профессиональное самоопределение молодежи в условиях реформирования российского образования», январь 2011 г.).

Определение перспективработы над проектом «Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»

Расширение и обновление экспозиций мини –музея группы, пополнение фондов, оформление новых разделов, выставок, включающего отделы природы, истории и культуры родного края.

Организация просветительной работы музея – проведение тематических экскурсий, лекций, массовых мероприятий, встреч с интересными людьми, фольклорных праздников, недели «Музей и дети».

Сотрудничество с другими социальными партнерами – лесничеством, школьными общественными объединениями «Юные натуралисты».

Изучение истории микрорайона, сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее города.

- На основе методических рекомендаций «Учимся вместе!» разработать программу «Югра – территория детства».

Литература.

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999г.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.

3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

4. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».

6. Кандрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)».

7. Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1

8. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

9. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».

10. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.

11. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006г., № 6.

Приложение №1.

Тематический план

образовательной работы поознакомление старших дошкольников с родным краемв старшей группе № 9

«Ромашка»

Сроки проведения Тема Содержание деятельности Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

«Семья» 1. Фоторепортаж «Где мы отдыхали с семьей?»

2. Консультация «Обязанности членов в семье».

3. Памятка для родителей «Как взрослые заботятся о детях».

4. Альбом «Наши бабушки и дедушки».

5. Консультация «Мужчины и женщины в семье».

6. Игра «Будущие хозяйки».

7. Рисование. Автопортрет.

8. Викторина «Давайте познакомимся» (семья).

9. Составление коллажа «Наши женщины».

10. «Герб моей семьи».

11. Консультация «Правильное воспитание мальчиков и девочек».

12. Семейные традиции.

13. Подготовка к празднику 8 Марта.

14. Аллея мам «Моя мама».

15. Рекомендации «Как мальчики могут стать настоящими мужчинами».

Беседа, рассматривание фотографий.

Чтение детской литературы: «Печенье» В. Осеевой, «Каких людей называют вежливыми?» «Вежливые слова» (В. Кудлачев, «Как Вовка бабушек выручал» (А. Барто, «Твоя мама» (В. Донникова).

Беседа «Отдых для всей семьи».

Занятие «Дом, в котором я живу».

Занятие по ИЗО «В марте есть такой денек…».

Занятие по конструированию

«Улица города».

Лепка «Барельеф. Портрет мамы».

Совместное творчество детей и родителей: оформление фотоальбома «Родной Лянтор», фотоальбома «Природа нашего края», создание папки рисунков «Лянтор глазами детей и родителей», выставка «Урожай наших огородников», изготовление «Герба семьи» и др.

Праздник, изготовление подарков.

Приглашение на сладкий стол бабушек и дедушек.

Спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья».

Выставка рисунков «Моя семья».

Октябрь

«Детский сад» 1. Наша группа.

2. Знакомство «Кто у нас работает в саду?»

3. «Наш детский сад» (кабинеты).

4. Труд кладовщика, завхоза.

5. Работа методиста, заведующей.

6. Беседа «Как можно помочь девочкам?»

7. Изготовление «Игрушки для малышей».

8. Труд в прачечной.

9. Труд дворника в разное время

года.

10. Работа кастелянши, повара.

11. Книжки-малышки – малышам.

12. Игра. Забота о больном товарище. Осмотр, беседа, экскурсия по территории и помещениям ДОУ.

Целевое посещение: кабинета заведующего МБДОУ, методического кабинета, кухни, прачечной, медицинского кабинета и др.

Наблюдение, рассказ о профессиях.

Трудовые поручения.

Письмо больному другу: «Если друг заболел…».

Поздравление сотрудников с 8

Марта (изготовление пригласительных на праздник, открыток).

Герб нашей группы, составление и изготовление герба группы.

Подарки девочкам ко «Дню бантиков».

Праздники в детском саду.

Ноябрь

«Мой город» 1. Беседа «Где мы живем?»

2. Познавательная беседа «Памятники в городе».

3. «Путешествие по поселку на ав-

тобусе».

4. Беседа «Как нужно вести себя на улице?».

5. Мемориальная доска.

6. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

7. Рассматривание альбома «История возникновения наше-

го города».

8. Герб и флаг ХМАО.

9. Знакомство с дорожными зна-

ками. Целевая прогулка, беседа о названиях улиц.

10. Беседа, составление плана-схемы, рассматривание

фотографий.

11. Сюжетно-ролевая игра «Я по улице иду». Экскурсия по городу на автобусе (желательно с родителями).

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Оформление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Оформление схемы безопасного маршрута от дома к детскому саду

Анкета «Что ты знаешь о своем городе?».

Поход – экскурсия, знакомство с корреспондентами Лянторского телевидения.

Декабрь

«Мир природы» 1. Беседа «Мир животных».

2. Рассматривание иллюстраций художников Васнецова, Саврасов, Репина и др.

3. Составление «Красной книги» мир растений и животных.

4. Альбом «Полезные ископаемые».

5. Марафон «Добрых дел мастера!».

6. Дидактические игры по теме. Рисование «Царь зверей наших лесов»

Лепка: зайца, лисы, кабана, волка.

Составление схем и таблиц для поэтапного описания животных северного края.

Собирание материала для гербариев (семена, цветы, растения).

Привлечь детей к собиранию коллекции камней.

«Новый год у ворот» 1. Загадки о зиме.

2. Беседа о встрече Нового года в других странах.

3. Оформление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

4. Составление письма Деду Морозу.

5. «История России – царь Петр I»

(традиции празднования Нового года).

Рисование «Новогоднее представление».

Оформление группы к празднику.

Конкурс зимних построек.

Аппликация «Ёлка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка моей семьи» (совместно с родителями).

Акция «Подкормите птиц зимой»

Чтение и заучивание художественных произведений.

Составление кроссвордов.

Оформление альбома «Семейный Новый год».

Январь

«Моя Родина» 1. Русские народные сказки.

2. Талант русского народа: игры,

песни.

3. Рассматривание альбома, репродукций «Русский национальный костюм».

4. «Как возникла Россия. Символы

России – герб, флаг, гимн».

5. Работа с картами ХМАО и России.

6. Беседа «Труд мастеров: Москва и Кремль».

7. познавательная викторина «Богатыри – защитники земли

русской».

8. Консультация «Культура и традиции русского

народа». Занятие по ИЗО «Богатыри» (В. Васнецов).

Развлечение «Традиция встречи Масленицы».

Конкурс рисунков «Мы все жители планеты Земля».

Интегрированное занятие «Поезжай за моря-океаны…»

Рассматривание картин русских и современных художников.

Рассматривание предметов старинной утвари.

Познавательное занятие «Город чудный, город славный…».

Февраль

«Наши знаменитые земляки» 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

2. А. Комф – художник и творец.

3. Памяти М. Б. Назаргалеева

«Назаргалеевские чтения».

4. Встреча с интересными людьми (воинами – афганцами, участниками чеченской компании). Экскурсии к памятникам боевой славы.

Экскурсия к мемориалу памяти М. Назаргалеева.

Целевые прогулки по улицам города носящим имена героев: Кингисепа, Салавата – Юлаева, Назаргалеева.

Викторина «Боевая слава нашего города».

Встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда.

Посещение выставки работ художника А. Комфа.

Работа над мини – проектом

«Портрет».

Март

«Народная культура и традиции» 1. Консультация «Традиция празднования именин».

2. Чтение русских народных сказок.

3. Традиции хлебосольства. Гостиная «Рецепты наших бабушек».

4 Знакомство с народными промыслами «Городецкая роспись».

5. Мастер – класс, изготовление куклы «В гостях у Марьи-кукольницы».

6. Рассказ воспитателя о культуре и традициях народов нашей страны.

7. Выставка изделий: городец, хохлома, жостово, гжель, дымковская игрушка.

8. Игры штриховки.

9. Дидактические игры.

10. Рассматривание альбомов.

Экскурсия в «Дом народного творчества».

Встреча с сотрудниками художественной мастерской.

Развлечение «В гости к нам пришли матрешки».

Познавательное занятие «Золотые руки».

Составление буклета «Рецепты наших бабушек».

Рисование и оформление выставки народных росписей.

Театрализованное представление «Русская красавица».

Апрель

«Труд взрослых» 1. Ознакомительная беседа, «Какие профессии вы знаете?»

2. Д/ игра «Кто что делает?»

3. Игра, «Какие мы знаем профессии?»

4. Экскурсия на предприятия города.

5. Составление отчета «Труд работников почты».

6. Экскурсия к первой скважине.

7. Экскурсия к нефтяной вышке.

9. Познавательная игра «Кем и где я работаю?»

10. Строительные игры.

11. Труд работников нефтяной

промышленности. Чтение «Почта» (С. Маршак). «Что я видел» (Б. Житков, «Первый день» (А. Алексин).

Занятие «Все работы хороши!».

Конкурс рисунка «Все работы хороши!».

Составление альбома «Мой папа – нефтяник».

Пополнение сюжетно – ролевых игр атрибутами.

Анкетирование «Кем ты станешь, когда вырастешь?»

(размышление на тему).

Май

«Коренные жители нашего края – ханты». 1. Беседа «Жизнь народов севера – ханты и манси».

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Экскурсия в Лянторский 4. Хантыйский этнографический музей.

5. Просмотр видеоряда о жизни и традициях коренного народа.

6. Знакомство с биографией Кантерова Т. А. – участника ВОВ.

7. Хантыйская сказительница А. Конькова.

8. Работа с детьми с бисером, мехом (совместно с сотрудниками дома «Культура». Экскурсия к памятнику «Воинам-Победителям».

Оформление стенда «Хантыйские узоры».

Оформление уголка быта ханты и манси.

Итоговое интегрированное занятие «Олений праздник».

Фоторепортаж с праздника «День оленевода и рыбака».

Подвижные игры народов севера.

Чтение хантыйских сказок.

Публикации по теме:

Новогодние композицииНовогодние композиции К Новому году все готовятся, украшая свои дома, жилища. Родители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Автор публикации:
«Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 28 января 2013 в 15:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД