Получи документы

Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики

Татьяна Возмищева
Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики

«Пальчиковая гимнастика»

методические материалы

Введение

О пальчиковой гимнастике слышали все родители. О ней говорят не только педиатры, но и логопеды, психологи и другие профессионалы, специализирующиеся на здоровье и развитии ребенка.

Пальчиковая гимнастика - это комплекс специальных действий, направленных на развитие мелкой моторики рук. В него входят разнообразные упражнения, которые выполняются в игровой форме, а также массаж пальцев и ладошек.

Публикация «Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики» размещена в разделах

Мелкая моторика — это умение ребенка держать предметы, щупать, перекатывать их в руках. В дальнейшем она необходима для рисования, письма, лепки из пластилина и других важных занятий.

Важно тренировать мелкую моторику, в первую очередь, для гармоничного и правильного развития ребенка. На руках ребенка есть множество нервных окончаний, которые воздействуют на нервную систему и мозг человека. Поэтому при массировании определенной точки можно развивать способности ребенка.

Польза пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика веселое и полезное занятие для детей. Эти упражнения не только стимулируют развитие творческих способностей и фантазии, но и выполняют ряд других важных функций:

- развитие речи. В процессе игры малыш подражает взрослому, учится понимать смысл отдельных слов.

- развитие памяти. Играя пальчиками, кроха запоминает последовательность движений и определенное положение рук. Стишки и потешки, подкрепленные действиями, запоминаются быстро и надолго. В своем сознании малыш связывает зрительные образы с текстом.

- подготовка кисти руки и пальцев к письму. При регулярном выполнении упражнений кисти и пальцы рук становятся более гибкими и подвижными, что в будущем облегчит овладение навыком рисования и письма.

- развитие внимания, воображения и артистизма. Подражание врожденная способность и ведущий вид деятельности детей. Уровень развития подражания зависит от способности малыша удерживать внимание. Малыши, прошедшие «школу пальчиковых игр» более внимательны, коммуникабельны и раскованы.

Правила выполнения пальчиковой гимнастики.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова. Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять руку ребенка и выполнить вместе с ним. Постепенно от показа переходим к словесным указаниям. При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет

«Замок»

-На двери висит замок —

-Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

-Потянули, потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

-Покрутили, покрутили…

(Волнообразные движения.)

-Постучали, постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

-И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Помощники»

-Вот помощники мои,

(показываем ладошки)

-Как их хочешь поверни.

(наклоны кулачками влево и вправо)

-Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимаем и разжимаем кисти)

-Не сидится им опять.

-Постучали, повертели

(стучат кулачками друг об друга, вращательные движения в одну сторону, затем в другую)

-И работать захотели.

-Поработали немного,

(потирание ладошек друг об друга)

-Но дадим им отдохнуть.

(встряхнули ладошки)

«Помиримся»

-Два больших пальца спорят :

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

-Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

-Не дадим случиться ссоре

-И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Прогулка»

-Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

-А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

-Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

-А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

-Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

-И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

-У Маланьи, у старушки

( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

-Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

-Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

-Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

-Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

-Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

-Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

-Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

-Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

-На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

-И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Удивительно»

-Наши пальцы сжались тесно.

-Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

-Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

-Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Белка»

-Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

-Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

-Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

-Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

-Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

-Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

-Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

-Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

-У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

-По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

-Ходит утка в юбке,

-В теплом полушубке,

-Курочка — в жилете,

-Петушок — в берете,

-Коза — в сарафане,

-Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

-Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

-Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

-Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

-Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

-А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

«Белка»

(Сгибаем поочередно пальчики)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

И заиньке усатому.

«В гости»

-В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

-Приходили прямо к дому

-Указательный и средний,

-Безымянный и последний.

-Сам мизинчик-малышок

-Постучался на порог.

-Вместе пальчики — друзья,

-Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

-Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

-Это папа дорогой.

-Рядом с папой — наша мама.

-Рядом с мамой — брат старшой.

-Вслед за ним сестренка —

-Милая девчонка.

-И самый маленький крепыш —

-Это славный наш малыш.

-Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Приготовили обед»

-Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

-И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

-Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

-Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

-Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

-Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

-Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

-И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

-А из фарша всем котлеты

-Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

-Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

-Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

-Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

-И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

-Наготовились, устали,

-Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«У девочек и мальчиков»

(Поочередно на обеих руках загибаем пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков :

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Колючий клубок»

(соединить руки, пальцы как «в замок» - имитируем колючки, большие пальцы вытянуты вперед и соединены между собой – нос у ежа, поднимаем пальчики и опускаем – шевелим колючками)

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

(прижимаем пальцы)

«Смелый капитан»

-На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

-Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

-Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

-В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

«Мизинчик»

(Поочередно соединяем мизинец левой руки с другими пальцами левой руки)

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

(Совмещаем мизинец левой руки поочередно с пальцами правой руки)

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре пять!

«Пальчики»

(Загибаем поочередно пальцы)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

(разгибаем все пальцы)

В детский сад идти пора!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

«Русская народная»

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

«Зверята»

(Начинаем встречать пальцы двух рук поочередно, начиная с большого, рога - мизинцы)

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Два щенка: “Ав-ав!”,

Два жеребенка: “Иго-го!”,

Два тигренка: “Р-р-р!”,

Два быка: “Му!”.

Смотри, какие рога.

«Русская народная»

-Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

-И Иван приди

(кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,

-И Степан приди,

-Да и Андрей приди,

-Да и Матвей приди,

-А Митрошечка ну, пожалуйста!

(указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

-Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

-И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

-И Степану блин,

-Да и Андрею блин,

-Да и Матвею блин,

-А Митрошечке мятный пряничек!

(большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша гостей провожать

(хлопайте в ладоши)

-Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на -левой руке)

-Прощай, Степан!

-Прощай, Андрей!

-Прощай, Матвей!

«Дом»

-На горе мы видим дом ( сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

-Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

-Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

-Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

-Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

-За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

-Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

-К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

-В дверь стучимся: тук-тук-тук.

(кулаками по столу)

-Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

-В гости к другу мы пришли

-И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

«Капустка»

-Мы капустку рубим-рубим,

(стучим торцевой частью руки по ладошке)

-Мы капустку солим-солим,

(соединяем кончики пальцев и трем, как будто солим)

-Мы капустку трем-трем,

(трем ладошками друг об друга)

-Мы капустку жмеме-жмем.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

-Мы марковку трём-трём,

(трем ладошками друг об друга)

-Мы огурчик режим-режим

(режущими движениями торцевой частью ладони проводим по ладошке)

-Весь салатик мешаем-мешаем

(круговые вращения кистями)

-Получился салат люкс.

(показываем большой палец)

«Хватальцы, держальцы»

-На моей руке пять пальцев,

(показываем ладошки)

-Пять хватальцев, пять держальцев.

(хватальцы – смыкаем кончики пальцев, держальцы – сжимаем крепко кулачки)

-Чтоб строгать и чтоб пилить,

(строгать – потираем вертикально ладошки, пилить – торцевой частью руки трем сначала одну ладонь, потом меняем)

-Чтобы брать и чтоб дарить.

(разгибаем ладошки вперед, сгибаем ладоши на себя)

-Их нетрудно сосчитать:

-Раз, два, три, четыре, пять!

(поочередно на обеих руках загибаем пальцы)

«Имена пальцев»

(Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик)

Раз, два, три, четыре, пять,

будем пальцы мы считать,

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня с Севой.

Вместе будет их десяток,

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого – сполна!

Мы дадим им имена.

Вот – большой, или Большак.

Помогать он всем мастак!

Живет отдельно от других.

Работать может за троих!

За ним стоит Указка.

Его конёк – подсказка.

Он нам без промедленья

Укажет путь к варенью.

Вот – Середняк, или средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

Четвертый – Сиротинка,

Без имени детинка,

С наперстком оловянным

Зовется безымянным.

А пятый – Коротышка,

Проказливый мальчишка,

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

«Крепенькие пальчики»

-Дружно пальцы встали в ряд

(покажите ладони)

-Десять крепеньких ребят

(сожмите пальцы в кулак)

-Эти два – всему указка

(покажите указательные пальцы)

-Все покажут без подсказки.

-Пальцы – два середнячка

(продемонстрируйте средние пальцы)

-Два здоровых бодрячка.

-Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

-Молчуны, всегда упрямы.

-Два мизинца-коротышки

(вытяните мизинцы)

-Непоседы и плутишки.

-Пальцы главные средь них

(покажите большие пальцы)

-Два больших и удалых

(остальные пальцы сожмите в кулак)

«Пошли пальчики гулять»

-Пошли пальчики гулять,

(пальчики правой и левой рук идут по столу поочередно – пальчиком медленно или быстро стучим по столу)

-А вторые – догонять.

-Третьи пальчики – бегом,

-А четвертые пешком.

-Пятый пальчик поскакал

-И в конце пути упал.

(руки ладошками вниз кладутся на стол)

«В гости приходили»

-В гости к пальчику большому

-Приходили прямо к дому

-Указательный и средний,

(показываем те пальцы, которые называем)

-Безымянный и последний

-Сам мизинчик-малышок

-Постучался об порог.

(стучим мизинцем по столу)

-Вместе пальчики-друзья,

-Друг без друга им нельзя.

(сцепить руки в замок и покрутить)

«Будем пальчики считать»

(поочередно загибаем пальцы)

-Раз, два, три, четыре, пять,

-Будем пальчики считать!

-Крепкие, дружные,

-Все такие нужные.

(сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем – несколько раз)

-На другой руке опять:

-Раз, два, три, четыре, пять!

-Пальчики быстрые,

-Хотя не очень… чистые.

(сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем – несколько раз)

«Все умеют пальцы»

-Мои пальчики расскажут,

-Все умеют, все покажут

(поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу)

-Пять их на моей руке.

-Все делать могут,

-Всегда помогут.

(хлопать в ладоши)

-Они на дудочке играют,

-Мячик бросают,

-Белье стирают,

-Пол подметают,

-Они считают,

-Щиплют, ласкают,

-Мои пальцы на руке.

(подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)

«Игрушка»

(Сжать ручки в кулачки и разгибать пальчики)

-Есть у нас игрушка:

-Это – погремушка,

-Это – толстый мишка,

-Это – чудо-книжка,

-Это – неваляшка,

-Это – кукла Машка!

-Раз, два, три, четыре, пять,

-Будем снова проверять!

«Кто живет в деревне»

-Кто в деревне живет?

(поочередно загибать пальцы на одной руке)

-Лежебока – рыжий кот.

-Маленький теленок,

-Желтенький цыпленок,

-Белая овечка,

-Мышка под крылечком!

-Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибаем пальцы обратно)

-Их не трудно сосчитать!

(быстро сжимаем и разжимаем пальцы руки)

-Кто в лесочке живет?

(поочередно загибать пальцы на другой руке)

-Под корягой - старый крот,

-За горой лисенок,

-В ельнике - лосенок.

-Под кустом – лисичка,

-На сосне – синичка!

-Раз, два, три, четыре, пять,

-Будем пальцы загибать.

(быстро сжимаем и разжимаем пальцы руки)

«Стирка»

-Не плачь, куколка моя,

-Остаешься ты одна.

-Не могу с тобой играть,

-Нужно мне перестирать:

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы)

-Твои платья и носки,

-Твои юбки и чулки,

-Свитер, варежки, жакет,

-Шапочку, цветной берет.

(загибать поочередно пальцы)

-Я налью воды чуток,

-В таз насыплю порошок.

-Пену снежную взобью,

-Постираю и пойду.

-Пока светит солнышко,

-Натяну веревочку.

-К ней одежду прикреплю,

-Ветерком все просушу.

-Утюгом туда-сюда

-Белье быстро глажу я.

(имитировать движения, описанные в стихотворении)

-Поработали вдвоем,

-А теперь и отдохнем.

(положить ладони на стол или на колени)

«Дождик»

-Дождик, дождик, веселей!

(каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)

-Капай, капай, не жалей!

(каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке)

-Только нас не замочи!

(изображать пальчиками «брызги»)

-Зря в окошко не стучи!

(правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)

-Брызни в поле гуще:

(изображать пальчиками «брызги»)

-Станет травка гуще!

(скрестить ладоши - пальцы растопырены)

«Деревья»

-Вот деревья:

(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами)

-Клен, рябина, липа,

-Дуб, береза, вяз,

-Ясень, тополь, елка, пихта,

-Мы в лесу встречаем вас.

(Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке)

«Ёлка»

(Ладони отвести от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперед. Локти слегка развести)

-Елка быстро получается,

-Если пальчики сцепляются.

-Локотки ты подними,

-Пальчики ты разведи.

«Хвойные деревья»

(Дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке)

-В иголках-хвоинках

-Сосна, пихта, елка

-И кедр могучий,

-Он тоже в иголках.

-У лиственницы – иглы-хвоинки

-Хотя они нежные,

-Словно травинки.

-У этих деревьев хвоинки растут

-Поэтому хвойными все их зовут.

«На что похожи листья?»

(Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение)

-Дубовый листок в завитушках

-Немного похож на барашка.

-Осиновый лист – будто шарик

-Или с длинным хвостом черепашка.

-Лист липовый словно сердечко.

-Кленовый похож на ладошку.

-Каштановый лист, словно веер,

(Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером)

-Сейчас помашу им немножко.

«Дерево»

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами)

-У красы-березки

-Платье серебрится.

-У красы-березки

-Зеленые косицы.

-Со двора к березке

-Выскочили козы.

-Стали грызть березку,

-А березка в слезы.

«Листочки»

(Сложить руки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы)

-Ты весною видел чудо?

-Как из маленькой из почки

-Появляются листочки.

«Собираем листики»

-Раз, два, три, четыре, пять –

(Отгибать пальчики)

-Будем листья собирать.

Кулачки сжимать и разжимать.

-Листья березы, листья рябины,

-Листики тополя, листья осины.

-Листики дуба мы соберем,

(Загибать пальчики)

-Маме осенний букет принесем.

(Изобразить фонарики)

«Две больших сосны»

-Две больших сосны

(Поднять руки вверх)

-Стояли рядом,

-А меж ними елочка росла.

(Опустить руки вниз и отвести немного в стороны)

-Две сосны

-Подружку укрывали,

(Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону)

-Чтоб вершинку

-Ветры не сломали,

-Чтоб красивой елочка была.

(Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону)

«Лес»

-Сосны, ели,

(Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно)

-Дубы, березы, клены…

(Постукивать пальцами друг о друга)

-Это лес – он наш друг зеленый!

(Пальцы рук соединить в «замок»)

-Добрый друг, он шумит, поет,

(Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо)

-И в прохладную тень зовет.

(«зовущие» движения пальцами рук)

«Ветерок»

-Ветер дует нам в лицо

(«машут» кистями рук к себе.

-И качает деревцо.

(Руки подняты, кисти качаются вправо – влево)

-Ветерок все тише, тише.

(Плавные движения кистями вверх-вниз)

-Деревцо все выше, выше.

(Руки поднять вверх, потянуться)

«Лес»

-Всем в лесу на удивленье

Трут ладони друг о друга.

-Разные растут деревья:

Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.

-Вот уперлась в небеса

-Вся смолистая сосна.

(Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона)

-Распустила ветви-косы

-Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

-Как во полюшке былинка,

-Тонкая растет осинка.

(Показать указательный палец, остальные в кулаке)

-Дуб раскинул свои ветви,

-И не страшен ему ветер.

(Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены)

-Липа цветом зацвела,

-Пчелок в гости позвала.

(Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

«Ель»

-Ель иголки распушила

(Руки в стороны вниз, пальцы растопырены)

-И грибочки все закрыла.

(Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

-Шелестят листвой деревья,

(Трут ладони друг о друга – «шуршат»)

-Словно разговор ведут,

-Руки-ветви распустили,

(Стряхнуть ладони)

-Птичек в гости к себе ждут.

(Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы).

«Гроза»

-Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

-Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

-Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

-Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

-Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

-Разбежалась детвора

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

-В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

-Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

-А потом из тучи солнце

-Вновь посмотрит нам в оконце!

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

«Вертолет»

Быстро лопасти крути

Вертолет, лети, лети.

(Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.)

«Большой братец»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу.

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять и выполнять круговые движения.)

«Оса»

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки вперед и вращать им, затем тоже самое – пальцем левой руки.)

Рекомендуемая литература:

1. Пальчиковые игры : [развиваем мышление, речь, мелкую моторику : для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт. -сост. Е. Шарикова ; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил.

2. Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт. -сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск: Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - ( Умница: для детей и взрослых).

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 48с.

Публикации по теме:

«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук Детям всегда интересно играть в то, что сделано своими руками. Для того, чтобы разнообразить коррекционный процесс для своих детей я связала.

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Лэпбук по развитию мелкой моторики.Лэпбук по развитию мелкой моторики. Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию следующий лэпбук. Его цель- развитие мелкой моторики дошкольников. Речевой.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 годаПальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.

Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателяПальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики
Опубликовано: 13 января 2020 в 16:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД