Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет

Ирина Дмитриева
Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет

Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет

Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный, а ситуативно-деловое общение с взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

Хочу напомнить вам

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: они предоставлены в рекомендациях

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

В моей группе 16 детей, наблюдая за ними второй год отмечаю, что в прошлом году 8 детей не владели активной речью, тонкими движениями рук, наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Почему?

Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет, уровень развития речи детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Достичь хороших результатов не возможно без взаимодействия с родителями, для этого я использую следующие формы работы:

1. Индивидуальные беседы («Как с пользой провести выходные», «Поиграем с пальчиками», «Умелые ручки»)

2. Рекомендации по целенаправленному обучению навыкам самообслуживания в частности самостоятельному одеванию и застегиванию ремешков, пуговиц, молний, кнопок – так как эти действия являются базовыми и формируют ручную умелость.

3. Рекомендации в виде памяток на формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, в художественной деятельности.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, надо научить его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Моя работа с детьми в саду по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я широко использовала игры, в которых движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения («Бабушка», «Лодочка», «Чижик-Пыжик»).

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

С чего начать? С простейшего! «Ладушки», «Сорока», «Семья» - это первые игры, с которыми знакомится ребенок, они передаются из поколения в поколение не случайно, в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, развить понимание обращенной речи, активировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, мышления, речи, а в дальнейшем формированию письма. Пальчиковые игры, максимально полезны для развития, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Свою работу по разучиванию игр провожу последовательно, поэтапно.

1. Сначала сама показываю игру малышу.

2. Затем показываю игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Следующий этап – это воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Хорошим средством для развития движений является игра

«Пальчиковый театр», с его помощью мы обыгрываем сказки (Колобок, Теремок, Репка и т. д., разнообразные настольные игры (мозаика, пазлы, конструкторы, шнуровки и т. д., фольклорные потешки, песенки и другое.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде, растерев ладони или легким массажем при помощи эластичного колючего шарика или резиновой игрушки.

2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

4. Если сюжет игры позволяет, то можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5. Используйте максимально выразительную мимику.

6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Проделанная мной работа по развитию мелкой моторики детей и вовлечение родителей в этот процесс дала положительный результат: из 16 детей осталось четверо детей с слабо развитой моторикой и скудной речью (из них – 2 ребенка пришли к нам в мае 2015 г.) - усовершенствовала предметно-развивающую среду.

- ознакомила родителей с полезной и необходимой информацией.

- разучено с детьми множество пальчиковых игр.

Впереди у нас еще целый год совместной деятельности поэтому надеемся, что все дети достигнут целевых ориентиров при переходе на другой этап дошкольного детства. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

palchiki_kvorj.pptx | 3637,78 Кб | Скачан: 101
 
Публикации по теме:

Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических.

«Формирование эмоционально — речевого развития детей посредством театрализованной деятельности». Слайд 3 Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействияДидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции познавательных, психических функций и развитие межполушарного взаимодействия мозга.

Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи»Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи» Цель коррекционной работы логопеда - научить детей с нарушениями речи говорить отчётливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной.

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет
Опубликовано: 25 апреля 2016 в 15:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Экологический проект «Первоцветы»
Экологический проект «Первоцветы» Участники: воспитатели, дети старшей разновозрастной группы «Золотая рыбка» МАОУ СОШ № 29, родители. Вид проекта:...
Сценарий тематического игрового развлечения «Морское путешествие» для детей средних...
Слайд 1 ( вода) Ведущий: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой у нас сегодня праздник? Дети: Праздник воды! Ведущий: А как вы думаете, для чего нам...
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с...
Использование информационных технологий в сельской школе
Использование информационных технологий в образовательном процессе сельской школы Никто не будет оспаривать истину, что быть учителем в современном, быстро...
Фотоотчет «Рисуем вкусное мороженое»
Вот так чудо! Вот так смех! Продаётся летом Снег. Зимние Подарки В упаковках ярких. ( Мороженное) Вы любите мороженое? Ванильное, шоколадное,...